Psfine

Позитивная психология

Материалы » Профессиональная ориентация молодежи - понятие, сущность, механизмы формирования » Профессиональная ориентация молодежи как основа правильного профессионального самоопределения. Основные понятия в системе профессиональной ориентации

Профессиональная ориентация молодежи как основа правильного профессионального самоопределения. Основные понятия в системе профессиональной ориентации
Страница 1

Для рассмотрения понятия «профессиональной ориентации» необходимо определить круг понятий, так или иначе связанных с профориентацией, и дать им определения. В первую очередь рассмотрим понятие «профессия

». Е.А. Климов предлагает четыре подхода к определению данного термина:

1) область приложения сил человека, то есть область, в которой человек осуществляет свои трудовые функции;

2) общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями;

3) подготовленность, то есть знания, умения, навыки, благодаря которой он может выполнять определенные трудовые функции;

4) деятельность, работа профессионала, то есть распределенный во времени процесс реализации трудовых функций. [2]

Профессия существует в виде множества трудовых постов или должностей. Трудовой пост (должность) – одна из форм существования профессии, ограниченная в следствии разделения труда и тем или иным образом зафиксированная область приложения сил человека, рассчитанная на создания чего-либо ценного для общества – материальных веще, информации, полезных обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания общественных процессов.[3] Существует множество классификаций профессий, строящиеся на различных основаниях: по отраслям народного хозяйства, по степени развития психофизиологических функций, по степени тяжести и т.п. В Российской Федерации в 1996 году создан Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Кроме того, существует Международная стандартная классификация профессий, созданная совместно ООН, ЮНЕСКО и ВОЗ.

Следующими понятиями связанными с понятием профориентации, являются понятия «оптация

» и «оптант

». Оптация – это принятие решения о выборе пути профессионального развития[4], тогда, соответственно, оптант – это человек принимающий такое решение.

Очень важную роль, для понимания сущности профориентации, играет понятие профессионального самоопределения

. Профессиональное самоопределение – это длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах.[5] Существуют следующие подходы к изучению профессионального самоопределения:

- теории типов профессиональной жизни (структурные концепции);

- мотивационные теории;

- теории индивидуальности.[6]

В структурных теориях признается, что профессиональное развитие индивида происходит в течении всей жизни. Представители данных концепций выявляют общие типы, образцы и схемы профессиональной жизни человека. Основным положением данных концепций можно считать то предположение, что окончательный профессиональный выбор человек делает в достаточно зрелом возрасте, а следовательно, выбор, который индивид делает в молодости не есть окончательный. Мотивационные теории предполагают, что при профессиональном самоопределении человек руководствуется определенными потребностями. Э. Ро предполагает, что в основе профессионального выбора лежат взаимоотношения родителей и ребенка, т.е. содержание потребностей индивида обусловлено тем, что какие из первичных потребностей родители удовлетворяли или фрустировали.[7] Теории, относящиеся к последнему типу, посвящены изучению формирования профессиональной зрелости и индивидуальному выбору сферы труда. Холланд Дж, который является представителем данного направления, считает, что индивид выбирает себе профессию, в первую очередь выбирает себе окружение, которое совпадает с его личностной ориентацией и типом личности.

Успешность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии. Эта готовность может быть связана с формированием профессиональной направленности личности, ее адекватной самооценкой, достаточной информированностью и устойчивыми профессиональными намерениями, т.е. человек должен знать достаточно хорошо о своих интересах, о своих интересах, о своих когнитивных способностях и личностных особенностях, кроме того, должен быть знаком с профессиями и требованиями, которые они предъявляют, а также, должен уметь соотнести эти требования со своими личностными особенностями.

Страницы: 1 2 3


Организация времени
Как часто вы прибегаете к выражениям: "Ничего не успеваю", "сплошной завал", "не хватает времени", "время мчится, а я не успеваю за ним"? Если раз в неделю, то это нормально, если три раза в неделю, то — терпимо, если каждый день, то — вы уже перешагнули за опасную черту, а значит — вам непременн ...

Раскройте понятие о воле и волевом акте
Воля – это сознательное регулирование личности своих действий, поступка, проявляющиеся в умении преодолеть трудности при достижении цели. Следовательно, воля, так же как и восприятие, мысли, воображение служит регулятором поведения. Воля есть сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сознательное сд ...

Становление и развитие психодиагностики зарубежом. Развитие психодиагностики в период с 1901 года по 1917год
Психодиагностика, родившая в конце XIX века и выступающая в качестве науки об индивидуально-психологических различиях и претендующая на их измерение, подошла к началу нового века закаленной в дискуссиях и спорах об измерении интеллекта, пройдя за очень короткий период времени путь от гальтоновских шкал ума до тестов Бине. Исторически сл ...