Psfine

Позитивная психология

Материалы » Профессиональная ориентация молодежи - понятие, сущность, механизмы формирования » Профессиональная ориентация молодежи как основа правильного профессионального самоопределения. Основные понятия в системе профессиональной ориентации

Профессиональная ориентация молодежи как основа правильного профессионального самоопределения. Основные понятия в системе профессиональной ориентации
Страница 2

Профессиональному самоопределению, как правило, предшествуют определенные события. Такими событиями могут быть: окончание учебного заведения, увольнение с работы, повышение квалификации, смена места жительства и т.д.

Профессиональное самоопределение можно рассмотреть как процесс: осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки; ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда; общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели; определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели; информирование о профессиях, специальностях, профессиональны учебных заведениях и местах трудоустройства; представление о препятствиях к достижению профессиональных целей, о своих достоинствах, способствующих реализации намеченных планов и перспектив; наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения; начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов.[8]

Еще одним ключевым понятием является профессиональная направленность

личности. Профессиональная направленность – это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях.[9] Основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов и установок человека. Профессиональная направленность характеризует единство интересов и особенностей личности в системе профессионального самоопределения.

Следующим ключевым понятием является понятие профессионального становления личности– процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление[10]. Детерминацию профессионального развития можно представить следующим образом: во время профессионального становления личности могут возникать противоречия двух видов: между личностью и внешней средой, а также внутриличностные. Существует множество классификаций стадий профессионального становления личности. Рассмотрим классификацию, предложенную Зеером Э.Ф., он выделяет семь стадий:

1. Аморфная оптация (0 – 12 лет), на этой стадии основными психологическими новообразованиями являются: профессионально ориентированные интересы и склонности;

2. Оптация (12 – 16 лет): профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение;

3. Профессиональная подготовка (16 – 23 года): профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду;

4. Профессиональная адаптация (18 – 25 лет): освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества;

5. Первичная профессионализация: вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, человек начинает заниматься квалифицированным трудом;

6. Вторичная профессионализация: происходит повышение квалификации, выработка профессионального менталитета, стабилизируется уровень профессиональной активности;

7. Профессиональное мастерство: на эту стадию переходят лишь те работники, которые обладают творческим потенциалом и развитой потребностью в самореализации.[11]

Немаловажную роль в системе профессиональной ориентации играет профессиональное развитие

. Профессиональное развитие – это длительный, обычно необратимый процесс, имеющий вполне определенную «регулярную» структуру, складывающийся из серии непрерывных выборов, достигающих стабилизации лишь в зрелые годы, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков.[12] Д. Сюпер выделяет основные стадии профессионального развития, здесь будут рассмотрены те стадии, которые проходит молодой человек:

Страницы: 1 2 3


Понятие нейрологических уровней
уровни: 1. окружение 2. поведение 3. способности 4. ценности 5. идентификация Теорию нейрологических уровней выдвинул Бейтси. Согласно этой теории: - изменения на нижележащем уровне не обязательно вызывают изменения на вышележащем уровне. - изменения на вышележащем уровне всегда вызывают изменения на нижележащих. Поведенческая ...

Экспериментальное изучение развития внимания младших школьниковю Принципы проведения коррекционно-развивающей работы и составления коррекционно-развивающих программ
Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику их разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия. Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на принципы: - системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; - единс ...

Свойства внимания
Внимание характеризуется различными качествами или свойствами. Внимание обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств. Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным - колебания ...