Psfine

Позитивная психология

Материалы » Особенности эмоциональной структуры личности » Исследование тревожности по методике Ханина

Исследование тревожности по методике Ханина

Цель исследования: оценить уровни реактивной и личностной тревожности.

Материал и оборудование: бланк с напечатанными на его лицевой и оборотной сторонах шкалами самооценки и инструкциями, разработанными Ханиным, ручка или карандаш для письма.

Процедура исследования

Исследование уровня тревожности в данный момент, то есть реактивной тревожности и личностной, как устойчивой характеристики человека, можно проводить методом самооценки как индивидуально, так и в группе. Исследователь раздает каждому участнику бланк со шкалами самооценки и предлагает ответить на вопросы согласно инструкциям, помещенным на каждой стороне бланка. Он также напоминает, что отвечать нужно самостоятельно, и в ходе их работы следит за выполнением данного требования. Если у кого-то возникают вопросы, то можно еще раз обратить внимание на инструкцию и указать, что на каждый вопрос возможны четыре варианта ответа, различающиеся по степени интенсивности проявления указанного в вопросе состояния.

Обработка результатов

Задачей обработки результатов является получение показателей реактивной и личностной тревожности.

Показатель реактивной тревожности (РТ) высчитывают по формуле:

РТ =Σ2 - Σ1 +35 , где

Σ1 – сумма зачеркнутых испытуемым цифр по пунктам шкалы: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; а Σ2 – сумма остальных зачеркнутых цифр на лицевой стороне бланка, т.е. пунктов: 1, 2, 5, 8,10,11,15,16,19,20.

Показатель личностной тревожности (ЛТ) определяется по другой формуле:

ЛТ =Σ3 - Σ4 + 35, где

Σ3 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; а

Σ4 – сумма остальных зачеркнутых цифр на оборотной стороне бланка, т.е. цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Оценивается уровень тревоги с помощью показателей реактивной и личностной тревожности можно следующим образом:

– до 30 – низкая тревожность

– 31-45 – умеренная тревожность

– 46 и более – высокая тревожность.

Затем проводится анализ результатов с составлением рекомендаций.

Сообщать результаты исследования при посторонних запрещено, а сам участник исследования должен узнать об уровне тревожности в как можно более корректной форме. При этом важно в беседе подчеркнуть, что тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный для каждого человека уровень "полезной тревоги".


Анализ полученных результатов
наше исследование проводилась на протяжении трех лет, в период с 2002-2003 по 2004-2005 учебный год. объектом исследования выступала выборка студентов в количестве 14 человек в возрасте от 20 до 24 лет, описание которой приведено выше. С целью расширения диапазона выявляемых трудностей, в ходе исследования все испытуемые были разделены ...

Темперамент. Психофизиологические особенности человека
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его ос ...

Выявление видов самооценок, преобладающих в младшем школьном возрасте. Диагностика инструментария исследования
Для проведения экспериментальной работы была выявлена следующая цель: выявить особенности оценки и самооценки в младшем школьном возрасте. Гипотеза исследования: самооценка учащихся начальной школы неадекватна. Задачи исследования: Выявить виды самооценок характерных для младшего школьного возраста. Анализ полученных результатов и с ...