Psfine

Позитивная психология

Материалы » Профессиональная ориентация молодежи - понятие, сущность, механизмы формирования » Профессиональная ориентация молодежи как основа правильного профессионального самоопределения. Основные понятия в системе профессиональной ориентации

Профессиональная ориентация молодежи как основа правильного профессионального самоопределения. Основные понятия в системе профессиональной ориентации
Страница 3

1. Стадия роста или пробуждения (от рождения до 14 лет): выбор профессий происходит под влиянием фантазий с 4 до 10 лет, интересов с 11 до 12 лет и способностей с 13 до 14 лет.

2. Разведка или исследование (15 – 24 года): включат временное занятие (15 – 17 лет), переходный период (18 – 21 год), в котором ненадежные решения переносятся на реальный мир работы или учебы, и «опробование» (22 – 24 года), когда выбор проверяется в реальном труде.

3. Стадия упрочнения, в которую входит «пробная» подстадия (25 – 30 лет).[13]

Еще одним не мало важным понятием является понятие «профессиональной пригодности». Профпригодность– это соответствие личностных хврвктеристик обследуемого требованиям прфессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью.[14] Е.А. Климов выделяет такие основные компоненты профессиональной пригодности: гражданские качества, отношение к труду профессии, склонности и интересы к данной области деятельности, общая дееспособность, единичные, частные и специальные способности, а так же навыки, знания и опыт.[15]

Кроме того, важную роль при профессиональной ориентации молодежи играют профессиограммы. Профессиограмма – характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а так же противопоказаний по состоянию здоровья.[16] Она дает возможность определить профессиональную пригодность человека, а так же дает возможность оптанту больше узнать о профессии, и соответственно, снижает шанс сделать неправильный выбор. Она направлена на создание целостного восприятия содержания и особенностей конкретного вида труда.

Существует множество понятий профессиональной ориентации

. Например, Зеер Э.Ф. дает несколько определений этому понятию:

- это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества;

- это научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивидов к соответствующим видам деятельности;

- совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода направленных на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования.

В процессе профориентации предусматривается комплексный подход к оптанту, как к индивиду, личностии т. п. Если профориентацию рассматривать как систему государственных мер, то в этом случае, ее основная цель заключается в решении задач, связанных с рациональным использованием кадров.

Подводя итоги, можно сказать о том, что понятие профессиональной ориентации определяется кругом смежных понятий. Такими понятиями являются: профессия, оптант и оптация, профессиональное самоопределение, становление и развитие, профессиональная направленность и пригодность и профессиограмма. Кроме того, само понятие «профориентация» имеет широкое значение. В данной работе мы будем исходить из того, что профессиональная ориентация – это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества. А также, система профориентации неразрывно связана с социальной политикой государства в области занятости и образования населения.

Страницы: 1 2 3 


Техника наложения якоря на некоторые проблемные ситуации
Триггер – пусковой механизм, который запускает, например, ситуацию тревоги (преподаватель). Вспоминаем и накладываем якорь. Якорь необходимо постоянно обновлять. Сфера использования: от работы с негативными состояниями до самолечения. ...

Оперативная саморегуляция
В этой главе мы расскажем вам о некоторых приемах саморегуляции, которые несложно освоить самому. Однако это не означает, что приемы сработают сразу, как только вы о них прочтете. Любой прием для того чтобы он стал действенным, требует некоторого времени и усилий. Но когда мы говорим об усилиях, то не имеем в виду усилия типа "сцеп ...

Этнопсихологическое исследование различий в сфере внимания у школьников русской и татарской национальности.
Таблица №1. Данные, полученные в результате исследования концентрации и устойчивости внимания представителей татарской и русской национальности. Методика «Расстановка чисел» Методика Мюнстерберга Русские Татары Русские Татары 11 18 9 14 11 17 4 12 14 21 10 10 12 15 ...