Почему бы не помочь себе?
Если человек оказывается в незнакомой местности, он обращается к другим людям за помощью и спрашивает, как найти дорогу. Логично было бы предположить, что и первокурсник, не имея "карты местности", активно интересуется, как выйти на нужное направление: задает вопросы преподавателям, обсуждает свои проблемы с однокурсниками, консультируется у психологов (если они есть) и студентов старших курсов. Однако ничуть не бывало!
На занятиях первокурсники часто неактивны, стараются поменьше задавать вопросов, к старшекурсникам не обращаются и даже к помощи психологов обычно не спешат прибегнуть.
Можно подумать, что за таким поведением стоит стремление разобраться в происходящем самому. Отчасти это так, но главное не в этом. Как показывают исследования, подобное поведение зачастую обусловлено нежеланием признаться себе и другим в том, что ты нуждаешься в помощи. Ведь признать это — значит признать, что ты не понимаешь и не можешь чего-то такого, что, как тебе кажется, понимают и могут все остальные, т. е. признать собственную некомпетентность и нанести болезненный удар по самооценке и системе представлений о себе.
Представления о себе — одно из самых сложных образований в психологической жизни человека; они имеют свойство оставаться неизменными в течение длительного времени.
Многим из первокурсников, которые в школе были отличниками или "хорошистами", может быть, впервые в жизни приходится сталкиваться с тем, что они не справляются с учебной программой, что другие быстрее "схватывают" материал и лучше в нем разбираются. Возникает противоречие между образом самого себя (в считанные минуты решающего "олимпиадные" задачи) и сегодняшним Я — растерянным и неуверенным. Это противоречие болезненно переживается: Поэтому, чтобы избежать лишней неприятной информации о себе, некоторые предпочитают "не высовываться". "А вдруг то, что я хочу спросить, — банально, и это все, кроме меня, знают? или "Вдруг преподаватель поймет по моему вопросу, что я бездарей и как-то покажет это всем?". "Лучше промолчать . сам попробую разобраться . "
А время идет. Учебные долги растут как снежный ком. И человек все больше замыкается, остается наедине с собой и своими проблемами; нередко он уходит в воспоминания о недавнем счастливом прошлом, где были друзья, где его уважали учителя и где не было сомнений по поводу своей ценности.
И что же теперь делать?
Методические подходы к исследованию феномена
"любви". Типы исследований
любви в психологии
Настоящая любовь похожа на приведение: все о ней говорят, но мало кто ее видел.
Ларошфуко
В психологии любовь долгое время считалась проблематикой "ненаучной". Специфичность эмоциональных явлений отрицалась, а они сводились к явлениям биологического, физиологического порядка. До сих пор психология любви и психология эмоциона ...
Эмпирическое исследованиею Методологические основания, методики и
организация эмпирического исследования
Теоретико-методологическими основаниями проведенного исследования выступали материалистическая концепция рассмотрения восприятия времени как отражения длительности, скорости и последовательности существующих вовне событий; положение о личностных особенностях восприятия времени и концепция влияния различных по своей природе факторов на т ...
Колебание внимания
Задача исследования: Выявление и оценка индивидуальных различий в непроизвольном переключении внимания.
Оснащение опыта: рисунок с двойным изображением, секундомер
Порядок исследования: Исследование продолжается 3 минуты. И проводится в двух вариантах.
Инструкция испытуемому:
1 опыт: "Перед вами рисунок с двойным изображением. ...