Определение понятия социальной психологииСтраница 2
Рис. 1. Структура социальной психики человека
Этим трем структурным составляющим соответствуют и три различных вида освоения психического опыта человека: общая психология, социальная психология и область художественного творчества.
Насколько реальны эти различия и в чем состоит их материализация?
В первом случае реальность общечеловеческих психических свойств даже визуально очевидна. Возьмем самые элементарные психические процессы — ощущение и восприятие.
Уже здесь очевиден общечеловеческий характер этих наиболее «элементарных» проявлений человеческой психики. Они же носят и социальный характер. Орел, как известно, видит дальше человека, но человек видит больше орла, его восприятие социальной реальности намного богаче.
И вместе с тем этот ряд элементарных и более сложных общечеловеческих проявлений психики не принято изымать из сферы общей психологии. Почему?
Потому что здесь речь идет именно об общечеловеческих, хотя и социально обусловленных психических свойствах. Но что значит «общечеловеческие»? Это те свойства, которые присущи любому человеку, или человеку вообще.
Эффект социальности психической деятельности. Из сказанного очевидна условность различия предмета общей и социальной психологии. Социальны в конечном итоге все, в том числе и общечеловеческие, свойства психики человека.
Но эффект социальности психической деятельности не равнозначен, когда человек предстает перед нами как отдельный и как бы изолированный от других индивид или же когда он вступает во взаимодействие с другими людьми.
Это было замечено давно. Еще древнегреческий философ Платон отмечал различие в поведении индивида наедине с собой и в толпе. В первом случае человек, по Платону, способен на рациональное поведение, во втором — становится жертвой стадных, иррациональных инстинктов. Известно и то, что в условиях длительной изоляции человек может потерять способность к общению и пониманию себе подобных. А человеческое существо, выросшее среди зверей, не способно стать человеком.
Здесь мы имеем дело уже с тем дополнительным эффектом социальности психики и психической деятельности, который как раз и представляет наибольший интерес для социальной психологии как науки. Это — эффект влияния социальной общности и общения на человека.
Сила данного эффекта прямо пропорциональна массе влияющей на человека общности. Человека можно уподобить элементарной частице, которая разгоняется в атомном реакторе. Чем выше скорость разгона, тем выше скорость протекания психических процессов, выше уровень эмоциональности, реактивности и экспрессивности индивида.
Возьмем для примера и сравнения человека в трех разных ситуациях погруженности в контакт с другими.
Ситуация первая. Студент на лекции. Спокойная, эмоционально сдержанная обстановка, напряженная интеллектуально-деловая атмосфера. Никто не вскакивает, и никто ничего, как правило, не кричит.
Ситуация вторая. Мы расширяем пространство общения. Концерт. Психологически раскрепощенный контакт артиста со зрительской аудиторией. Публика способна к эмоциональному реагированию в самом широком диапазоне — от улыбки и смеха до бурных проявлений радости и восторга через аплодисменты и выкрики «браво!» Агрессивное поведение зрителей, как правило, исключено.
Ситуация третья. Поведение спортивных болельщиков на стадионе во время состязаний. Многим известен психологический эффект одновременного восприятия, переживания и реагирования тысяч людей, следящих за спортивной борьбой на стадионе. Атмосфера ожидания развязки складывающейся ситуации, завершающейся эпизодически взрывом эмоций восторга или разочарования тысяч болельщиков. Даже человек, вначале пассивно реагирующий на ход состязания, начинает под влиянием толпы постепенно заражаться настроением стадиона. При этом он может повести себя совершенно не свойственным для него образом. Спокойный и уравновешенный на работе или в семье, он вдруг способен проявить себя как бурный итальянский «тиффози» — вскакивать, кричать, толкать соседей. Здесь недалеко и от «скромных» предложений толпы болельщиков «судью на мыло» до самых безграничных проявлений агрессивности.
Причины проявления страха у детей младшего школьного возраста
Во многих цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: страх отделения от матери, страх животных, темноты, в 6-8 лет – страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей психического развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становится основой для проявления одних ...
Приемы управления памятью
Память составляет основу познания мира человеком. Память поддается тренировке. Психологическая практика располагает целой системой управления памятью, объединяющей отдельные приемы совершенствования памяти в серьезные эффективные технологии. Все они базируются на законах памяти.
Под управлением памятью понимаются целенаправленные усили ...
Анализ полученных данных. Анализ средних
По шкале "социальной желательности", в среднем по выборке, порог допустимых значений (5 баллов) не был нарушен. Нами было также просмотрено процентное соотношение количества школьников, показатель которых превышал допустимое значение. В 6 классе таких людей 7 человек, причем никто не превышает допустимый показатель на 2 пункта ...