Psfine

Позитивная психология

Материалы » Руководитель и стиль руководства » Теоретическая часть. Теоретические аспекты исследования проблемы влияния характерологических особенностей руководителей высшего и среднего звена на стиль руководства. Психологическое содержание пон

Теоретическая часть. Теоретические аспекты исследования проблемы влияния характерологических особенностей руководителей высшего и среднего звена на стиль руководства. Психологическое содержание пон
Страница 1

История учения о характере показывает значительное разнообразие даже в исходных позициях при определении этой важнейшей стороны личности. Слово «характер» означает «черта», «примета», «признак», «особенность». Это слово происходит от глагола «харако» - острить, царапать, чертить.

Наличие у человека характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, чего-то от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи которые он себе ставит или на себя принимает. Характер определяется не единичным, случайным поступком, а всем образом жизни человека. Образ жизни включает определенный образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями, в которых он осуществляется. В характер включается только те свойства, которые выражают направленность личности. Устойчивые свойства личности, которые определяют ее качественное своеобразие и составляют ее характер.

Когда речь идет о психологической характеристике направленности, имеют в виду роль различных психических процессов в направленности [25]. Прежде всего, направленность людей может иметь различную интеллектуальную окраску. Интеллектуальные черты характера – рассудительность, рассудочность, вдумчивость.

Рассудительность – означает, что в поступках таких людей логические доводы и соображения играют наиболее значимую роль. Рассудочность может иметь такую форму, при которой человек становится слишком холодным, недооценивающим значение эмоциональной жизни. В отличие от рассудочности такие черты характера как рассудительность, вдумчивость и благоразумие можно расценивать как положительные черты. Левитов пишет: «… человек стремится на первое поставить чисто рассудочные мотивы своего поведения. Это черты рассудочной или интеллектуальной направленности» [25, с. 149].

Направленность, названная эмоциональной, характеризуется яркой эмоциональной окраской, то есть у людей с такой направленностью возникают эмоциональные состояния при восприятии действительности или при постановке жизненных целей. Особое место в эмоциональной направленности занимает энтузиазм – состояние подъема и вдохновения. В зависимости от склонности к бодрому, жизнерадостному, или, наоборот, печальному, мрачному в направленности различают оптимистов и пессимистов.

Можно говорить и о волевой форме направленности, подчеркивая тем самым, что при постановке жизненных целей человек обнаруживает стремление к реализации своих планов и намерений и готовность бороться с препятствиями стоящими на пути к достижению цели. Такая направленность тесно связана с волевыми чертами характера.

Волевые черты характера – это активность, или энергия, характера, которая проявляется такими чертами, как решительность, смелость и инициативность. К волевой направленности относятся такие черты характера, как: организованность; выдержка; самоконтроль; дисциплинированность; терпеливость; настойчивость или упорство, пр.

Черты характера не изолированы, а находятся во взаимосвязи. «Соотношение различных свойств характера находит свой синтез в том единстве характера, который выражается в его силе и полноте и в основе которого лежит мировоззрение человека» [2, с. 72]. Существуют различные виды взаимосвязи между чертами характера, имеющие существенные значения для его структуры. Есть родственные или близкие черты, которые относятся к одной категории и обычно одна другую усиливают [25]. Между чертами характера могут быть отношения причинной связи. При сочетании черт характера у человека происходит их взаимное влияние.

Развитие характера в онтогенезе

Подчеркивая важность психофизиологической составляющей, Б.С. Братусь пишет: «Биологическое составляет необходимое условие, в котором разыгрывается драма психической жизни» [6, с.77]. Собственно человеческая, сложно организованная психика, может сформироваться и успешно функционировать в каждом отдельном человеке лишь при определенных биологических условиях. «Психическое всегда действует, протекает, развертывается в рамках определенных биологических (физизиологических, организмических) условий» [6, с. 75].

«Унаследование человеком здоровой физической организации является немаловажной предпосылкой для формирования характера» [25, с.337]. Человек получает по наследству целый ряд функциональных свойств нервной системы, хотя наследуются только анатомо-физиологические предпосылки для психического развития, но не готовые психические процессы и черты.

Характер как одна из самых важнейших сторон личности – это и общественно-историческая категория. Поэтому, говоря о формировании характера всегда надо иметь в виду воздействие социальных условий, то есть общественных и трудовых отношений, культуры и быта – всего, что составляет общественный строй, предъявляющий определенные требования к человеку и его деятельности. Взаимодействие человека с этими обстоятельствами составляет ту или иную социальную ситуацию развития личности и его характера. «Человек становится субъектом отношений по мере того, как он развивается во множестве жизненных ситуаций в качестве объекта отношений со стороны других людей, взрослых и сверстников, коллектива и руководителей, людей находящихся в различных социальных позициях и играющих разные роли в истории его развития» [3, с.262].

Страницы: 1 2


Самооценка, оценки и экспектации личности, их свойства и источники
Состояние одиночества порождает сложное взаимодействие различных чувств и эмоций, образующих определенный механизм переживания одиночества. Сами по себе грусть, отчаяние, тревога, ощущение брошенности или неполноценности могут и не быть связаны с одиночеством. Скорее они, имея негативную окраску, отражают степень и форму неудовлетворенн ...

Мотивы обучения и профессионального развития
Эффективность и результативность учебной деятельности и профессионального развития студентов во многом определяется сложной системой мотивов, которая развивается на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей. В ней выделяют два больших блока: непосредственные и опосредованные мотивы. Непосредственные включаются в ...

Методика Спилбергера-Ханина « определение тревожности педагогов и медработников»
Было проведено исследование реактивной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина на педагогах и медработниках. В тестировании приняло участие 30 респондентов разного возраста. ЦЕЛЬ: проверить действительно ли тревожность педагогов выше, чем у медработников, работающих с детьми. Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имее ...