Psfine

Позитивная психология

Материалы » Психологическая сущность дисциплинированности » Ценностные ориентации личности как смысловая основа развития дисциплинированности у сотрудников

Ценностные ориентации личности как смысловая основа развития дисциплинированности у сотрудников
Страница 5

В настоящее время применяются следующие критерии зрелости (развития) ценностных ориентаций дисциплинированного поведения:

- осознанность: понимание человеком основных жизненных ориентиров (целей, идеалов, личностных качеств). При этом осознанность может выражаться в форме сознательности (конкретности) и несознательности (абстрактности);

- организованность: структурное построение ориентаций, степень различия и сходства между различными ценностями, понимание человеком главного и второстепенного. Организованность может носить форму выраженности или аморфности;

- внутренняя согласованность ценностей: степень совпадения качественных характеристик ценностей, находящихся на одинаковом уровне организации (иерархии). Здесь важно обратить внимание на гармоничность или противоречивость ценностей;

- устойчивость: соотношение ценностей, определяемых социальными нормами и ценностей, определяемых потребностями. Преобладание социально одобряемых ценностей придает системе ценностных ориентаций устойчивость;

- нормативность: соответствие структуры и содержания ценностных ориентаций теоретическим концепциям или гипотезам. Она выражает методологические установки исследователя, степень принятия человеком сложившихся ценностных ориентаций;

- одобряемость. Она может быть полная или условная.

Исследователь мотивации Х. Хекхаузен предположил, что сам мотив включает в себя: потребность, побуждение (осознаваемая потребность), влечение (неосознаваемая потребность), склонность, стремление и т.д.

Итак, при исследовании ценностей необходимо различать четыре категории:

Мотив: собственно побуждение, связанное с предметом, который может удовлетворить насущную потребность.

Ценность: представления о приемлемых способах поведения (деятельности), усвоенные на основе социальных норм и имеющие побудительную силу. Они могут усиливать мотив или блокировать его.

Мотивировка: процесс взаимодействия ценностей и реальных побуждений.

Мотивация: процесс регуляции поведения на основе усиления или ослабления мотива ценностями личности.

Для того чтобы действие или поступок стали возможными, в мотивационно-ценностной сфере личности должны быть созданы следующие условия.

Изменение взаимодействия человека с социальной средой должно привести к усилению потребностей (или какой-либо одной потребности).

Актуальная потребность должна быть осознана человеком – он определяет комплекс предметов, которые могут удовлетворить остро переживаемую потребность.

В результате мотивировки стремление должно иметь необходимую силу.

Насущная цель соотноситься с конечной жизненной целью и при соответствии с ней принимается в качестве регулятора, получает значение лично для человека (личностный смысл).

Личные и социальные ценности, усвоенные человеком, и цель конструируют образ способа поведения или деятельности, необходимого для достижения этой цели.

При согласии личных, социальных ценностей, понимании личностного смысла поступка и наличии необходимых способов осознанно принимается решение на достижении цели.

Постоянная корректировка поведения в соответствии с образом результата, изменениями социальных условий и степенью удовлетворения насущной потребности.

Оценка результата поведения, анализ поступка, уточнение собственных ценностей. Корректировка Я-концепции.

Подобный подход можно считать содержанием мотивационного и ценностного анализа поведения человека. На каждом из этих десяти этапов могут возникать различные варианты развития мотивации, приводящие к отклонениям в поведении. Поэтому при анализе поведения сотрудников необходимо уточнить начальный пункт отклонения от программы.

Внешним признаком ценностных ориентаций человека является процесс поведения и деятельности. Деятельность как активное преобразование предметов в целях удовлетворения актуальной потребности может рассматриваться как совокупность отдельных действий, связанных отдаленной целью. Но каждое действие опять проходит все десять основных этапов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Р е з ю м е.
Шесть правил, соблюдение которых Позволяет понравиться людям Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми. Правило 2. Улыбайтесь. Правило 3. Помните, что имя человека - это самый сладостный самый важный для его звук на любом языке. Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе. Правило 5. Говорит ...

Виды общения
Виды общения по средствам: 1) вербальное общение — осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить; 2) невербальное общение происходит с помощью мимики, ...

Картотека — лишняя забота?
Применение различных картотек очень популярно в современной научной работе. Удобство работы с картотеками очевидно: она емка и компактна, в ней легко переставить карточки или при необходимости дополнить ее без нарушения порядка. Обычно карточки на литературу составляют по определенному, строго установленному образцу. Для лучшей сохранно ...