Psfine

Позитивная психология

Материалы » Психологическая сущность дисциплинированности » Ценностные ориентации личности как смысловая основа развития дисциплинированности у сотрудников

Ценностные ориентации личности как смысловая основа развития дисциплинированности у сотрудников
Страница 1

Для социальной психологии особенно важными являются вопрос места и роли ценностей в генезе личности, процесс освоения личностью социальных ценностей, роль ценностей в познании человеком социального мира, а также процесс ценностного регулирования социального поведения. Под ценностями, как правило, понимаются некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Кроме того, ценности представляют собой некоторую точку отсчета при оценивании тех или иных событий. Таким образом, ценности задают направление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного.

Наряду с понятием «ценность» существует ряд схожих понятий, так или иначе выделяющих определенную сторону или функцию, выполняемую ценностью. Прежде всего, это социальные и личностные ценности, а также ценностные ориентации.

В понятиях «социальные ценности» и «личностные ценности» в общем виде подчеркивается их принадлежность некоторой общности людей (обществу в целом, социальной группе) или же собственно личности. Социальные ценности, выступающие как некоторые общественные идеалы, выработанные общественным сознанием, усваиваются индивидом в процессе социализации и образуют ценностные структуры личности, т.е. превращаются в личностные ценности.

Д. А. Леонтьев выделяет четыре вида соотношений личностных. и социальных ценностей в связи со степенью их совпадения. Каждый из этих видов соотношения личностных и социальных ценностей связан с различными вариантами социализации индивида.

1. Конформное развитие (максимальное совпадение ценностного ядра и периферии индивидуальной ценностной структуры с ядром и периферией ценностной структуры, распространенной в данном социуме).

2. Вариативное развитие (явное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и расхождение их периферий).

3. Маргинальное развитие (некоторое, незначительное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и сильное расхождение периферий).

4. Девиантное развитие (некоторое, незначительное совпадение периферий индивидуальной и общественной ценностных структур и полное несовпадение ценностных ядер).

Формирование личностной структуры ценностей в процессе социализации одновременно является для человека процессом познания социального мира. Именно личностные ценности в конечном итоге выступают для индивида основаниями (категориями) построения «своего», индивидуального образа мира, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к другим людям и к самому себе.

Практически тождественным понятию личностной ценности является понятие «ценностная ориентация», которое используется обычно при отнесении ценностей к мотивационно-потребностной сфере (т.е. связанной непосредствено с регулированием социального поведения), тогда как «личностные ценности» рассматриваются в большей степени при отнесении их к смысловой сфере личности (Яницкий М. С., 2000).

Чаще всего ценностные ориентации понимаются как система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям.

При этом ценностным ориентациям личности присущи осознанность, устойчивое положительная эмоциональная окрашенность (Борковская Е.А. 1988).

Наиболее значимой функцией ценностных ориентаций является регуляция социального поведения личности. Ценности ориентации выполняют функцию побуждения к действию, направляют и корректируют процесс целеполагания человека. (Жуков Ю.М., 1976).

Итак, ценности могут быть рассмотрены и как элементы когнитивной структуры личности, и как элементы ее мотивационно-потребностной сферы, т.е. ценности, выполняют двойную функцию. Такое «двойственное» положение и функционирование ценностей может быть объяснено также их смысловой природой.

Именно смысл является основанием для познания мира, и именно смысл задает направление и активизирует деятельность человека. Г.Олпорт также рассматривал ценности как смысловые образования. Он считал, что все стремления человека найти порядок и смысл в жизни определяются ценностями. В отечественной психологии из понятия смысла как элемента структуры сознания Л. С. Выготского и личностного смысла А. Н. Леонтьева выросло целое направление исследований смысловой сферы личности. Ценности же, будучи смысловыми образованиями, «связывают» когнитивную и мотивационную сферы, интегрируют их в единую смысловую сферу, придавая личности определенную целостность. Существуют разнообразные теории и подходы к рассмотрению иерархической структуры ценностей личности. Например, А.И.Донцов рассматривает систему ценностей, выраженную различными их формами:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Съедобное - несъедобное
Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов. Оборудование: мяч, мел. Описание. В зависимости от названного предмета съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым. Инструкция: "Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный пре ...

Почему необходим учет времени
Начнем с вопросов: зачем учитывать затраты собственного времени на те или иные дела? Может ли учет времени дать человеку новую информацию о самом себе? Попробуйте вспомнить события вчерашнего дня и зафиксировать с точностью до получаса все, что вы делали в течение дня. И вы убедитесь, что эта задача не из простых. Потому что, во-первых, ...

Особенности нарушения поведения, чаще всего встречающиеся у девочек-подростков
В последнее время отмечается неуклонный рост численности у подростков различных нарушений поведения, проявляющихся в агрессивности, жестокости, негативизме, враждебности, алкоголизации, наркотизации, совершении противоправных действий и др. Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития и нарушений со ...