Psfine

Позитивная психология

Материалы » Психологическая сущность дисциплинированности » Ценностные ориентации личности как смысловая основа развития дисциплинированности у сотрудников

Ценностные ориентации личности как смысловая основа развития дисциплинированности у сотрудников
Страница 4

9. Благосклонность (заботливость). Мотивационная цель — поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в постоянном контакте и поддерживает личные отношения

10. Универсализм. Мотивационная цель — понимание, признательность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы.

В теории Ш. Шварца и У. Билски рассмотрены также и динамические отношения между ценностями. По их представлениям, все мотивационные типы, а, следовательно, и ценности личности, могут находиться в отношениях совместимости или противоречия. Таким образом, была выделена следующая типология противоречий между ценностями:

1) ценности сохранения (консерватизм) - (безопасность, конформность, традиции) противоположны ценностям изменения (стимулирование, саморегуляция);

2) ценности самопреодоления (универсализм, благосклонность) противоположны ценностям самовозвышения (власть, достижение, гедонизм).

Непротиворечивые отношения имеют следующие пары.

1. Власть и достижения — оба мотивационных типа обозначают социальный успех и содержат некоторую оценку (оба делают особое ударение на социальное превосходство и уважение).

2. Достижения и гедонизм — связаны с получением удовольствия, с потаканием самому себе (оба касаются потворства своим желаниям).

3. Гедонизм и стимулирование - связаны с желанием аффективно-приятного возбуждения (оба вызывают стремление к позитивному эмоциональному переживанию).

4. Стимулирование (полнота жизненных ощущений) и саморегуляция включают внутреннюю мотивацию творчества и стремление к изменению личности.

5. Саморегуляция и универсальные ценности — выражают возможность справедливого и комфортного существования в различных условиях.

6. Универсальные ценности и благосклонность — имеют отношение к удовлетворению потребностей, связанных с существованием во внешнем мире, к вынесению своих собственных интересов за пределы личностного мира, отказ от эгоистических интересов.

7. Традиции и конформность — подчеркивают самоограничение, покорность и подчинение.

8. Конформность и безопасность — относятся к защите гармонических отношений (оба предполагают защиту порядка и гармонию отношений).

9. Безопасность и власть — связаны с избеганием или преодолением угрозы неопределенности в отношениях и ресурсах (оба ставят акцент на избегание или преодоление опасности, неопределенности путем контроля за взаимоотношениями и природными ресурсами).

Все ценности были разделены Ш. Шварцем и У. Билски еще на две большие группы:

1) ценности, выражающие интересы индивида. Эти ценности объединяются в следующие ценностные (мотивационные) блоки: власть, достижения, гедонизм, стимулирование, саморегуляция;

2) ценности, выражающие интересы группы. Они принадлежат таким ценностным (мотивационным) типам, как благосклонность, традиции, конформность.

Таким образом, ценности играют особую роль в жизни человека. В связи с этим большое значение имеет изучение ценностно-нормативной социализации как процесса усвоения и активного воспроизводства существующих в обществе норм и ценностей. Итак, формирование личностных ценностей и ценностных ориентации позволяет человеку отнестись к той действительности, в которой он живет. Ценности дают возможность построить собственный образ мира вне отрыва от мира социального, поскольку построение собственной структуры, системы ценностей происходит и в основе того, что существует и что актуально для общества и культуры, в которой эта личность формируется. Это, в свою очередь, позволяет человеку регулировать свое поведение исходя из его представлений о социуме и о себе. При этом влияние ценностей на поведение человека опосредуется его социальными установками (аттитюдами). Ценности, выступая как регуляторы социального поведения, реализуются в системе ценностных ориентации, а в конечном итоге и в аттитюдах, как важнейших элементах общей структуры диспозиции личности.

Изучение ценностных ориентаций личности основано на понимании их мотивационно-смысловой природы. При этом изучается функция мотива (ценности), состав образующих ее компонентов определяющая этот мотив потребность, сила его мотива, его вектор: достижение, избегание, процесс интериоризации социальных норм, взаимодействия различных групп мотивов, их совместимость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Анализ полученных данных. Анализ средних
По шкале "социальной желательности", в среднем по выборке, порог допустимых значений (5 баллов) не был нарушен. Нами было также просмотрено процентное соотношение количества школьников, показатель которых превышал допустимое значение. В 6 классе таких людей 7 человек, причем никто не превышает допустимый показатель на 2 пункта ...

Анализ результатов.
В группе «А» среднее значение ситуативной тревожности составляет 34,8 баллов, среднее значение личностной тревожности составляет 41,4 баллов. Это умеренный уровень тревожности. Группа «А» достаточно активна, имеет четко ориентированные интересы. Это достаточно уверенная в себе группа. Самые низкие показатели у испытуемого НА: СТ – 29, ...

Способы восприятия мира
Модальность – сенсорный канал, через который поступает информация (зрение, слух, осязание и т.д.). Репрезентативная система – система, кодирующая в нашем сознании сенсорную информацию, поступающую к нам через органы зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Субмодальность – детальная характеристика нашей репрезентативной системы (нап ...