Psfine

Позитивная психология

Результаты исследования и их обсуждение
Страница 6

Для группы эйтоников характерна сбалансированная вегетативная регуляция с относительно невысоким тонусом обоих отделов ВНС. При этом снижение вагусного тонуса у эйтоников происходит не столько за счет повышения симпатического тонуса, сколько за счет усиления напряжения интегративных регуляторных центров, которые, так же как и у симпатотоников, вовлекаются в процессы автономной саморегуляции. Такие особенности вегетативного реагирования обусловливают некоторое снижение функциональных резервов организма и повышенное напряжение регуляторных механизмов, что может несколько снизить адаптивные возможности и гибкость поведения в стрессовых ситуациях.

Так, эйтоники, подобно ваготоникам, в качестве ведущего копинга предпочитают стратегию «Планирование решения проблемы». При этом они прибегают к данной стратегии поведения намного реже, чем ваготоники, что, по-видимому, связано с более низким уровнем функциональных резервов в данной группе. Этим, возможно, обусловлен и выбор вспомогательных стратегий совладающего поведения: эйтоники, подобно симпатотоникам, прибегают к стратегиям «Принятие ответственности» и «Поиск социальной поддержки». Причем к последнему копингу эйтоники прибегают реже, чем симпатотоники. Однако и в этой группе копинг «Самоконтроль» используется намного реже, чем в группе ваготоников. В результате, проблемно-ориентированные копинг-стратегии на фоне сниженного контроля за собственным поведением и эмоциональными состояниями могут оказаться дезадаптивными механизмами. Подобно симпатотоникам, эйтоники еще реже используют стратегию «Положительной переоценки», что также несколько снижает адаптивные возможности проблемно-ориентированных стратегий совладающего поведения, осложняя анализ и оценку ситуации и создавая таким образом предпосылки для развития психоэмоционального стресса. Характерный для данной группы повышенный тонус напряжения высших регуляторных центров в сочетании со сниженным уровнем функциональных резервов обусловливает выбор копинга «Дистанцирование» в качестве защитного механизма сохранения функциональной устойчивости организма. При этом к стратегии «Бегство-избегания», которая может оказаться продуктивной в определенных ситуациях, эйтоники прибегают реже, чем представители остальных групп (Рис. 1). Таким образом, особенности вегетативного баланса эйтоников обусловливают некоторое снижение гибкости стресс-совладающего адаптивного поведения.

Полученные в нашей работе данные позволяют заключить, что типологические особенности вегетативного реагирования, являясь устойчивой личностной характеристикой, обусловливают специфику автономных и произвольных механизмов саморегуляции. Баланс вегетативной регуляции как источник функциональных резервов влияет на диапазон и гибкость адаптивных механизмов, определяя, в том числе, и репертуар совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях. Так, ваготоники, обладая большим запасом функциональных резервов и способностью к быстрому вовлечению высших корковых центров в произвольную саморегуляцию, демонстрируют гибкость стресс-совладающего поведения, способность к переключению на разные проблемно-ориентированные копинг-стратегии в соответствии с текущей ситуацией. Смещение вегетативного баланса в сторону симпатотонии сопровождается повышением напряжения высших регуляторных центров и мобилизацией функциональных ресурсов, что приводит к некоторой ригидности процессов саморегуляции и снижению запаса функциональных резервов. Такие особенности вегетативного реагирования существенно сужают диапазон продуктивных проблемно-ориентированных адаптивных стратегий поведения и, таким образом, обусловливают снижение адаптационных возможностей личности. У эйтоников снижение активности обоих отделов ВНС сопровождается расходованием функциональных резервов организма и усилением напряжения высших регуляторных центров, что приводит к некоторому снижению адаптивных возможностей и гибкости поведения в стрессовых ситуациях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Характеристика групп.
Наблюдения за деятельностью детей в доме ребенка на занятиях и в режимные моменты позволили увидеть проблемы детей - частые конфликты, агрессивность, страх, тревожность, неврозы, неуверенность в себе, отклоняющееся поведение. Проблемой является и то, что педагоги и воспитатели не знают, как правильно оценивать различные поведенческие ре ...

Приложения
Приложение 1. Бланк методики 1 в очень незначительной мере (1) в достаточно незначительной мере (2) в небольшой, но и в немаленькой мере (3) в достаточно большой мере (4) в очень большой мере (5) Денежный заработок Стремление к продвижению по работе Стремление избежать критики со сто ...

Развитие младшего школьника как субъекта познания других людей во внеклассной работе
Работа по развитию младших школьников как субъекта познания других людей должна продолжаться и во внеклассной деятельности. Здесь возможны следующие направления: 1) использование тренингов по формированию наблюдательности по отношению к другому человеку; 2) работа по обеспечению более полного восприятия положительных качеств соученико ...