Psfine

Позитивная психология

Результаты исследования и их обсуждение
Страница 5

В группе симпатотоников высокий уровень активности симпатической нервной системы приводит к подавлению вагусного тона. Более того, даже в состоянии покоя у симпатотоников в автономные процессы саморегуляции активно вовлечены высшие интегративные регуляторные центры – гипоталамус и кора больших полушарий. В целом можно заключить, что для симпатотоников характерно состояние напряжения нейро-гуморальных механизмов саморегуляции, сопровождающееся мобилизацией функциональных ресурсов и нестабильностью показателей гомеостаза, что приводит к снижению запаса функциональных резервов и существенно сужает диапазон возможных адаптивных реакций. Такие особенности вегетативного баланса в определенной степени обусловливают и особенности произвольной саморегуляции, в частности, совладающего поведения в стрессовой ситуации.

Согласно полученным в нашей работе данным, симпатотоники, в отличие от ваготоников, в качестве ведущего копинга используют стратегию «Поиск социальной поддержки». Это может быть обусловлено низким уровнем запаса функциональных резервов организма, что не позволяет формировать стресс-совладающее поведение, опираясь в первую очередь на внутренние ресурсы. При этом проблемно-ориентированная стратегия «Принятие ответственности» может способствовать выбору адекватной поведенческой программы в том случае, если она сочетается с выраженной стратегией «Самоконтроля». Однако симпатотоники используют последний копинг значительно реже, чем ваготоники. В результате избыточные эмоциональные реакции, которые обусловлены, по-видимому, высоким напряжением центров регуляции психоэмоциональных состояний, могут привести к дезадаптивному поведению, когда продуктивная стратегия принятия ответственности и поиска решения проблемы замещается на эмоционально-фокусированную стратегию самообвинения и негативных переживаний. Соответственно, симпатотоники намного реже, по сравнению с ваготониками, прибегают к позитивным активным копингам «Планирования решения проблемы», которые используют внутренние функциональные ресурсы. Еще реже люди с повышенным симпатическим тонусом извлекают положительный опыт из возникшей ситуации, реализуя стратегию «Положительная переоценка», что может создавать проблемы в выборе адекватного поведения в будущем. Такая специфика индивидуального профиля стресс-совладающего поведения осложняет, по-видимому, адекватную оценку ситуации, что не всегда помогает понять и принять тот факт, что она уже не поддается контролю. Поэтому симпатотоники значительно реже, чем ваготоники, прибегают к стратегии «Бегство-избегание», предпочитая малоэффективный «Конфронтационный копинг», либо неадаптивную пассивную стратегию «Дистанцирование», которую в данной ситуации, по-видимому, можно рассматривать как защитный механизм, направленный на предотвращение психоэмоционального и физиологического истощения. Полученные данные позволяют заключить, что смещение вегетативного баланса в сторону повышенной активности симпатической нервной системы приводит к снижению адаптационных возможностей личности. Это предположение согласуются с результатами исследований, которые свидетельствуют о низкой способности симпатотоников к саморегуляции эмоциональных состояний, а также к произвольной саморегуляции поведения. По данным О.А. Вангревич и соавт. (Вангревич О.А. и др., 2004), взрослые-симпатотоники, которые также не способны к снижению вагусного тона, с трудом поддаются обучению навыкам произвольной саморегуляции физиологических состояний. Кроме того, особенности вегетативного баланса симпатотоников уже в детском возрасте обусловливают сниженную реактивность к стимулам, повышенную тревожность и уязвимость к стрессовым воздействиям. Таким образом, можно заключить, что особенности вегетативной регуляции симпатотоников обусловливают пониженную способность к саморегуляции, небольшой диапазон адаптивных реакций и снижение гибкости их адаптивного поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


"Перепутанные линии"
Это задание также ориентировано на развитие концентрации внимания у детей. Для его проведения необходимы карточки размером 12х7, на которых нарисованы перепутанные линии одного цвета. Игра проводится с детьми 6—17 лет. Время выполнения: 3—5 мин. ежедневно в течение 3—4 недель. Занятие может быть организовано как индивидуальное или к ...

Содержание констатирующего эксперимента
При исследовании мной были подобраны задания, направленные на выявление особенностей внимания, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Во время работы с рядом заданий время, отведённое, для их выполнения ограничивалось. Для проведения констатирующего эксперимента были использованы следующие задания: - диагностика прод ...

Методы исследования
1. Методика диагностики уровня личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера, в адаптации Ю.Л. Ханина. Для психологического диагностирования уровня личностной тревожности подростков в работе была использована методика диагностики уровня личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, предназначена для изучения тревожности ...