Psfine

Позитивная психология

Результаты исследования и их обсуждение
Страница 4

Рисунок 3

Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что для группы ваготоников характерен высокий уровень вагусного тонуса, который обусловливает высокую вариативность сердечного ритма, что свидетельствует о стабильной активности автономного (парасимпатического) центра саморегуляции и способности к быстрому вовлечению высших регуляторных центров в контроль функционального состояния организма. При этом сниженная активность симпатического отдела ВНС у ваготоников обусловливает невысокий уровень напряжения высших регуляторных центров. В целом можно заключить, что смещение вегетативного баланса в сторону преобладания парасимпатической активности обеспечивает адекватное поддержание функционального состояния с минимальными затратами функциональных резервов и оптимальным состоянием регуляторных систем. Такие типологические особенности вегетативного баланса в определенной степени обусловливают специфику адаптивного поведения в стрессовой ситуации.

В целом у ваготоников преобладают позитивные копинг-стратегии, направленные на активное совладание со сложными жизненными ситуациями. Ведущие копинг-стратегии в этой группе – «Планирование решения проблемы» в сочетании с «Самоконтролем», свидетельствуют о том, что ваготоники не спешат с активными ответными действиями, предпочитая предварительно просчитывать возможные варианты поведения, опираясь на точный анализ ситуации и собственный опыт. Они тщательно продумывают свое поведение, остерегаясь при этом опрометчивых шагов и импульсивных решений, связанных с эмоциональными реакциями. Люди с повышенным вагусным тоном способны детально контролировать не только каждый свой шаг, но и собственное эмоциональное состояние, учитывать возможные последствия свих действий им реакцию окружающих на них. Все это существенно оптимизирует адаптивное поведение, в том числе и социальное, способствуя формированию адекватных ответных реакций.

Использование ваготониками стратегии «Поиск социальной поддержки» в данном контексте можно, по-видимому, рассматривать в качестве копинг-ресурса (Крюкова Т.Л, Куфтяк Е.В., 2005), к которому прибегают как к вспомогательному механизму при недостаточности собственных функциональных резервов. Активное использование стратегий «Принятие ответственности» и «Положительная переоценка» в сочетании со стратегией «Самоконтроль» позволяет ваготоникам при попадании в трудную жизненную ситуацию, не поддаваясь эмоциям, искать способы решения проблемы в первую очередь за счет собственных ресурсов. Причем, возникшая ситуация рассматривается как полезный жизненный опыт, который может пригодиться в будущем для выбора оптимальной стратегии поведения. Реальная и адекватная оценка ситуации и собственных возможностей позволяет рассматривать копинг «Бегство-избегание» как последнюю адекватную стратегию совладающего поведения, к которой ваготоники прибегают осознанно, понимая, что ситуация не поддается контролю. При этом, хорошо контролируя ситуацию и собственные реакции, ваготоники редко используют малоэффективный «Конфронтативный копинг» и исключительно редко прибегают к непродуктивным пассивным стратегиям «Дистанцирования». Редкое обращение к «Конфронтативному копингу» можно, по-видимому, объяснить особенностями мотивационной сферы ваготоников. Так, люди с преобладающей активностью парасимпатического отдела ВНС демонстрируют высокую готовность к социальным контактам, оптимальный эмоциональный компонент социального поведения, обусловливающий успешность социальной адаптации. Согласно полученным в нашей работе данным, для ваготоников характерна высокая гибкость стресс-совладающего поведения, способность к переключению на разные проблемно-ориентированные копинг-стратегии в соответствии с текущей ситуацией, что свидетельствует о выраженной способности к саморегуляции. Можно предположить, что такие возможности обусловлены особенностями вегетативного баланса ваготоников, обеспечивающими большой запас функциональных резервов и способность к быстрому вовлечению высших корковых центров в произвольную саморегуляцию поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Эмпирическое исследование взаимосвязи полоролевой идентичности с поведением. Характеристика испытуемых
В данном исследовании принимали участие, в качестве испытуемых 30 девочек-подростков 11-12 лет, учеников 5-х – 6-х классов общеобразовательных школ города С.-Петербурга. Большинство из них живут в одном районе и часто общаются между собой и вне школы. Практически все подростки из полных и благополучных семей, родители уделяют детям дост ...

Творческая визуализация
Закон 3*3: если 3 раза промоделировать нереальную ситуацию в трех модальностях, то мы будем воспринимать эту ситуацию как реальную. Самоисполняющиеся образы. Добейтесь появления у вас ясного образа, представьте вашу цель во всей полноте её чувственных ощущений – зрительные образы, звуки, запахи, вкус, тактильные ощущения. Позитивно нас ...

Исследование ответственности в младшем подростковом возрасте. Проведение исследования
В данной исследовательской работе было использовано 7 различных методик : 1. Уровень субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера [3].( см. приложение 1.) 2.Способность к самоуправлению (ССУ) Н.М. Пейсахова. [13] (см. приложение 2) 3. Шкала G из 16-факторного личностного опросника Кеттела. (10 вопросов). (См. Приложение 3) 4. Тест описа ...