Результаты исследования и их обсуждениеСтраница 4
Рисунок 3
Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что для группы ваготоников характерен высокий уровень вагусного тонуса, который обусловливает высокую вариативность сердечного ритма, что свидетельствует о стабильной активности автономного (парасимпатического) центра саморегуляции и способности к быстрому вовлечению высших регуляторных центров в контроль функционального состояния организма. При этом сниженная активность симпатического отдела ВНС у ваготоников обусловливает невысокий уровень напряжения высших регуляторных центров. В целом можно заключить, что смещение вегетативного баланса в сторону преобладания парасимпатической активности обеспечивает адекватное поддержание функционального состояния с минимальными затратами функциональных резервов и оптимальным состоянием регуляторных систем. Такие типологические особенности вегетативного баланса в определенной степени обусловливают специфику адаптивного поведения в стрессовой ситуации.
В целом у ваготоников преобладают позитивные копинг-стратегии, направленные на активное совладание со сложными жизненными ситуациями. Ведущие копинг-стратегии в этой группе – «Планирование решения проблемы» в сочетании с «Самоконтролем», свидетельствуют о том, что ваготоники не спешат с активными ответными действиями, предпочитая предварительно просчитывать возможные варианты поведения, опираясь на точный анализ ситуации и собственный опыт. Они тщательно продумывают свое поведение, остерегаясь при этом опрометчивых шагов и импульсивных решений, связанных с эмоциональными реакциями. Люди с повышенным вагусным тоном способны детально контролировать не только каждый свой шаг, но и собственное эмоциональное состояние, учитывать возможные последствия свих действий им реакцию окружающих на них. Все это существенно оптимизирует адаптивное поведение, в том числе и социальное, способствуя формированию адекватных ответных реакций.
Использование ваготониками стратегии «Поиск социальной поддержки» в данном контексте можно, по-видимому, рассматривать в качестве копинг-ресурса (Крюкова Т.Л, Куфтяк Е.В., 2005), к которому прибегают как к вспомогательному механизму при недостаточности собственных функциональных резервов. Активное использование стратегий «Принятие ответственности» и «Положительная переоценка» в сочетании со стратегией «Самоконтроль» позволяет ваготоникам при попадании в трудную жизненную ситуацию, не поддаваясь эмоциям, искать способы решения проблемы в первую очередь за счет собственных ресурсов. Причем, возникшая ситуация рассматривается как полезный жизненный опыт, который может пригодиться в будущем для выбора оптимальной стратегии поведения. Реальная и адекватная оценка ситуации и собственных возможностей позволяет рассматривать копинг «Бегство-избегание» как последнюю адекватную стратегию совладающего поведения, к которой ваготоники прибегают осознанно, понимая, что ситуация не поддается контролю. При этом, хорошо контролируя ситуацию и собственные реакции, ваготоники редко используют малоэффективный «Конфронтативный копинг» и исключительно редко прибегают к непродуктивным пассивным стратегиям «Дистанцирования». Редкое обращение к «Конфронтативному копингу» можно, по-видимому, объяснить особенностями мотивационной сферы ваготоников. Так, люди с преобладающей активностью парасимпатического отдела ВНС демонстрируют высокую готовность к социальным контактам, оптимальный эмоциональный компонент социального поведения, обусловливающий успешность социальной адаптации. Согласно полученным в нашей работе данным, для ваготоников характерна высокая гибкость стресс-совладающего поведения, способность к переключению на разные проблемно-ориентированные копинг-стратегии в соответствии с текущей ситуацией, что свидетельствует о выраженной способности к саморегуляции. Можно предположить, что такие возможности обусловлены особенностями вегетативного баланса ваготоников, обеспечивающими большой запас функциональных резервов и способность к быстрому вовлечению высших корковых центров в произвольную саморегуляцию поведения.
Словарь терминов и
персоналий
1. Обще́ние — обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.
2. Невербальное общение — вид общения без использования слов.
3. Эмо́ ...
Об управлении временем, а точнее, об управлении самим собой
Когда хотят решить практическую задачу "управления временем", то обычно проявляют свою особую любовь к будущему тем, что начинают сразу с планирования. Между тем, специалисты по организации времени рекомендуют вначале изучить затраты
собственного времени, а затем уж приступать к планированию. Ведь планы должны составляться ли ...
Приложения
Приложение 1
Мотивация профессионального самоопределения
Таблица 1
Типы жизненных планов старшеклассников
Установки на получение высшего образования
1998 г.
2001 г.
Юноши
Девушки
Всего
Юноши
Девушки
Всего
Я точно знаю, что получу высшее образование, но где еще не решил (абстрактный тип)
Я выбрал ву ...
