Особенности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с
историей родного края. История родного края как важнейшее
средство формирования духовной культуры личностиСтраница 1
В современных условиях и детям, и даже педагогам жизненно необходимы нравственные опоры, стержни, вокруг которых можно было бы организовать педагогический процесс.
В условиях отсутствия в современных дошкольных образовательных учреждениях идеологической направленности учебно-воспитательной работы, резко возрастает роль историко-краеведческих материалов, развивающая роль организации историко-краеведческой деятельности. Мы полагаем, что духовное развитие детей без познания ими истории, природы, хозяйства, культуры родного края, воспитания к нему чувства привязанности и любви будет неполноценным. Многолетние знания об истории края, где человек родился, живет, учится и трудится, где веками жили его деды и прадеды, усвоение сведений о природно-географических, экологических, экономических, культурологических его особенностях способствуют осознанию дошкольника себя как личности, как достойного гражданина в жизни государства.
Хотя применение историко-краеведческих материалов в ДОУ имеет некоторый опыт, однако историческое краеведение как наука еще не получило достаточного отражения в системе дошкольного образования и до сих пор не была предложена целостная научно-методическая система использования историко-краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.
Историческое краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования духовно-нравственных качеств [48]. Историческое краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его прошлой и современной жизни, раскрывает связи родного города с Родиной. Кроме того, историко-краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала.
Историческое краеведение – одна из отраслей исторического образования и отличается двумя существенными признаками: локальностью исследуемых исторических событий, материализованных в памятниках истории и культуры и деятельностным характером обучения и воспитания дошкольников [35]. В ходе ознакомления с историей родного края
дошкольники знакомятся с историческими памятниками, что способствует более углубленному изучению истории родного края, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность дошкольников, формируют систему теоретических представлений и понятий, тем самым влияют на формирование научного исторического мышления, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.
Для выявления семантического объема понятия «Историческое краеведение» принципиальное значение имеет определение «край», установление границ этого понятия.
Суммируя определения понятия «край», данные в различных энциклопедических справочниках, можно в качестве обобщающего определения констатировать следующее:
1) Страна, область, земля, местность. Первоначально территория, расположенная на границах владений государства, окраина. Впоследствии - значительная по пространству область - географическая (Мещерский край, Охотско-Камчатский, Дальневосточный и др.). В узком смысле слова краем называется любая местность, даже незначительная по размерам, тяготеющая к какому-либо географическому объекту (городу, реке, селу .) [34].
2) В России XVIII - начала XX веков краем назывались также огромные территории, состоящие из нескольких губерний или областей под общим управлением (Туруханский край или еще шире - Сибирский край). 3) В бывшем СССР с 1924 года крупная административная единица в составе РСФСР, причем географические границы краев в 1920-1940-е годы многократно произвольно менялись по распоряжению из Москвы. Из исторически сложившихся и зафиксированных в словарях, поэтической практике признаков понятия «край» главным и, как представляется, определяющим является принадлежность к какому-то определенному объекту, к части какой-то местности - географическому объекту. Поскольку в понятия «местность», «часть страны», «географический объект» можно включить различные территории от родного села и его окрестностей до всего Дальнего Востока и Сибири или территории, прилегающей к таким географическим объектам, как Северный Ледовитый или Тихий океан, то и границы территории «края», выбранного для исследования, могут быть от небольших до гигантских [45].
Виды, формы межличностных отношений
Чтобы лучше ориентироваться в многообразии отношений, имеет смысл обратиться к существующим в психологической литературе классификациям. Разные исследователи выделяют для классификации отношений большое количество параметров, что создает определенные трудности при отнесении отношений к тому или иному виду. Нередко одни и те же отношения ...
Общая характеристика младшего школьного возраста и самооценки свойственной
для этого периода
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только н ...
Нейрофизиологические основы памяти
Физиологические механизмы памяти – образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание.
Условие успешной выработки нервных связей – значимость воздействующего раздражителя, попадание его в поле ориентировоч ...