Psfine

Позитивная психология

Материалы » Позиция педагога в профессиональной деятельности » Глава позиция профессионала в структуре его деятельности. Содержательная характеристика социально-психологического конструкта «социальная позиция»

Глава позиция профессионала в структуре его деятельности. Содержательная характеристика социально-психологического конструкта «социальная позиция»
Страница 3

Г.М.Андреева предупреждает от смешения понятия позиции (статуса) в концепциях отечественных ученых с социометрическим статусом по Д.Морено, трактовавшему субъективное восприятие человека другими членами группы безотносительно к объективным характеристикам его статуса.

Любая позиция как место человека в системе общественной жизни, связана с СИСТЕМОЙ ОЖИДАНИЙ или требований. Их, согласно Б.Д. Парыгину, «принято различать по их функциям на роли, нормы, ценности, символы»[37;122].

Субъектом ожиданий является не индивид, а группа. Они функционируют как «СОЦИАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ», а значение согласно А.Н.Леонтьеву, есть «отражение действительности независимо от индивидуального, личностного отношения к ней человека»[29;290].

Более того, эти ожидания во многом определяют мотиванионно-смысловую сферу человека, особенно если по объективным причинам он не может изменить свою позицию в группе или сменять группу (как ребенок и семье, дошкольник в группе детского сада, тяжело больной взрослый). В таких случаях организация благоприятных общественных отношений, в которые может включиться человек, организация ожиданий, предъявляемых ему контактной группой, может быть одним из путей помощи ему в организации деятельности, изменении отношения к действительности[5],[48], что необходимо учитывать профессионалам сферы «Человек - Человек».

Обычно же человек имеет возможность выбрать позицию, в том числе и профессиональную позицию. В связи с этим остановимся подробнее на характеристике ожиданий, с ней связанных.

Один из основных компонентов системы ожиданий - РОЛЬ. Понятие роли очень подробно разрабатывалось в отечественной науке

И. С. Кон пишет: «Лицо, занимающее определенную позицию, выполняет определенную социальную роль. Под ролью понимается функция нормативно заданный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию». «Например, от учителя ожидают определенной профессиональной деятельности, с которой ассоциируются некоторые личностные качества (скажем умение разбираться в характерах)[19;253].

Г.М.Андреева подчеркивает, что существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей (что выражается термином ожидания), сколько связь социальной роли с определенными видами деятельности личности[3].

Общие контуры социальной роли не зависит от сознания и поведения конкретною индивида, они даются ему как нечто более или менее обязательное, их субъектом является не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа[19;253], [3].

Роль есть динамический аспект статуса, динамизм ее о том, что при сохранении статуса (например, статуса матери, младшего сына и т.д.) набор функций, ему соответствующих, (предписанных личности группой) «может сильно варьироваться в различных однотипных группах, а также в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена». От каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение не только определенного перечня, но и определенного количества функций[3; 127]. Это социологический уровень анализа роли (А. Г. А смол он называет такой уровень анализа «квазипсихологическим»)[5; 34]. Поскольку предметом социологии является социальная структура, то роль на этом уровне анализа предстает как безличная функция; и «независимо от того, считает ли индивид свою работу ремеслом, призванием или даже миссией, хотя это весьма существенно для него самого, а также для моралыю-психологической оценки его как личности, социологически он во всех этих случаях исполняет профессиональную роль»[19;43].

А.Г.Асмолов характеризует социальную роль как один из «социально-типических образцов поведения личности», существующий «вне личности»[4;33].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Речь и мышление: единство, а не тождество
Речь - форма существования мысли, однако неправомерно как отождествлять мысль и речь, так и представлять ее лишь только внешней формой мысли. Поведенческая психология (бихевиоризм) пыталась свести мышление к речи, а мысль - к «деятельности речевого аппарата». Но любое словесное выражение регулируется содержанием нашей мысли. Поэтому реч ...

Описание методик и стратегических средств разрешения конфликтных ситуаций
Итак, всем понятно, что конфликты всегда существовали, существуют и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, жел ...

Профессиональная ориентация молодежи как основа правильного профессионального самоопределения. Основные понятия в системе профессиональной ориентации
Для рассмотрения понятия «профессиональной ориентации» необходимо определить круг понятий, так или иначе связанных с профориентацией, и дать им определения. В первую очередь рассмотрим понятие «профессия ». Е.А. Климов предлагает четыре подхода к определению данного термина: 1) область приложения сил человека, то есть область, в которо ...