Psfine

Позитивная психология

Материалы » Позиция педагога в профессиональной деятельности » Глава позиция профессионала в структуре его деятельности. Содержательная характеристика социально-психологического конструкта «социальная позиция»

Глава позиция профессионала в структуре его деятельности. Содержательная характеристика социально-психологического конструкта «социальная позиция»
Страница 4

Именно исполнение социальной роли, то есть поведение согласно предписанным нормам, оценивается в обществе[19; 253].

Перейдем к рассмотрению других компонентов системы ожиданий, связанных с социальной позицией.

Понятие СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ «обозначает правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении от входящих в эти группы лиц», Все нормы, продолжает Б.Д. Парыгин, можно представить в виде норм-рамок, «регламентирующих поведение а взаимоотношения людей в настоящем» (нормы-запреты, нормы-права и нормы-обязанности) и норм-идеалов, «проектирующих наиболее оптимальные модели и шаблоны поведения людей на будущее»,

ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА необходимо «различать на ценности санкционированные и культивируемые официально», и ценности, которые «функционируют на уровне обыденного сознания, независимо от того, культивируются или, наоборот, отвергаются они официально».

Говоря об усвоении индивидом системы социальных значений (в частности ожиданий, связанных с социальной позицией), Б.Д. Парыгин выделяет следующие стадии этого процесса: знание, стереотип восприятия, установку как готовность действовать в соответствии с этим значением (в том числе убеждение), побуждения к действию.

Необходимость ЗНАНИЯ о требованиях, предъявляемых к профессионалу, очевидна. Реже рассматривается понятие СОЦИАЛЬНОГО СТЕРЕОТИПА.

Исследователь этой проблемы В.С.Агеев дает следующее определение: «Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей»[1;95]. На основе проведенных эмпирических исследований он утверждает, что стереотип является «универсальным механизмом межгруппового восприятия», адекватным именно этому уровню взаимодействия. Он считает, что «подмена механизмов одного уровня другим всегда разрушает нормальное человеческое общение, причем одинаково пагубны оба варианта: и замена межличностных механизмов межгрупповыми (случаи ригидности, стереотипности в оценках и восприятии «ближнего своего») и, наоборот, замена межгрупповых межличностными (например, случаи полной идентификации или рефлексии, создающей иллюзию понимания «дальнего своего»)[1; 98-99]. Одновременно с этим В.С.Агеев настаивает на четком разграничении психологических механизмов межгруппового восприятия и содержательной стороны стереотипов, детерминанты которой «кроются, конечно, в факторах социального, а не психологического порядка»[1; 98].

А.Л. Асмолов, соотнося общественные нормы и ценности, усвоенные на уровне стереотипов, с классификацией мотивов по А.Н. Леонтьеву, отводит им место среди «ТОЛЬКО ЗНАЕМЫХ» МОТИВОВ». В перспективе они могут стать «реально действующими» мотивами личности. Автор указывает: «В функциональном плане в ролевом поведении личности «только знаемые» мотивы часто выступают как «мотивировки». Под мотивировкой в психологии понимается рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства, побудившие к выбору данного действия С помощью мотивировки личность оправдывает свои действия и поступки, приводя их в соответствие с нормативно создаваемыми обществом способами поведения в данных ситуациях и своими личностными нормами»[4; 34-35].

Итак, из вышеизложенных положений следует, что только наличие обобщенных знаний и социальных стереотипов относительно норм, ценностей, ролей, ассоциирующихся с определенной социальной позицией, недостаточно, чтобы стать подлинным субъектом профессиональной деятельности, побуждаемой внутренними мотивами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Значение межличностных отношений в личностном развитии человека
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринято ...

Исследование эмоций. Общая характеристика эмоций
Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений. Если процесс удовлетворения потребностей протекает ...

Интерактивная сторона общения. Введение
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не ...