Глава позиция профессионала в структуре его деятельности. Содержательная характеристика социально-психологического
конструкта «социальная позиция»Страница 1
В последние годы в психолго-педагогической литературе, посвященной вопросам подготовки специалистов, профессиональной компетенции, все чаще появляются указания на необходимость осуществления деятельности с определенных профессиональных позиций
Однако это понятие наполняется разным содержанием.
Например, А.К.Маркова[32] намечает для педагога более 30 возможных позиций: «оптимист», «предметник», «творец», «дирижер», «субъект равноправного общения» и др. В других работах находим описание позиций, хоть и неоптимальных, но занимаемых в реальной практике профессионалами сферы «Человек-Человек»: «позиция сурового судьи»[39], «позиция жесткой дисциплины», «позиция обиженного учениками»[46] и др. Очевидно, что к настоящему времени не сложилось единого основания для их выделения. Значение термина «позиция» каждый раз можно определить по контексту. Это в разных случаях - «роль», «отношение», «статус», «точка зрения» и др.
Если же ставится вопрос об освоении профессиональных позиций в системе подготовки специалистов, то такого нечеткого понимания становится недостаточно. Особенно значимы нюансы при рассмотрении проблемы профессионального общения, характеризуемого «текучестью, нестандартностью» ситуаций взаимодействия[18].
Обратившись к определениям позиции в социально-психологической литературе, также не находим единства среди их авторов.
Так, Г.М.Андреева приводит следующую формулировку: «понятие «статус» или «позиция», обозначающая место индивида в системе групповой жизни»[3].
Б.Д. Парыгин дает определение: «Позиция - это отношение человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих из его социального положения и предписываемых окружающей его средой»[8],[9].
В работах по междисциплинарному взаимодействию особенности деятельности представителей разных специальностей характеризуются через понятия ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ как системы профессиональных знаний, ценностей, норм, приемлемых способов взаимодействия.
С другой стороны, различные варианты участия человека в профессиональной деятельности и общении квалифицируются рядом авторов не только как позиции, но и как РОЛИ и СТИЛИ. Понятия эти в большинстве случаев не соотносятся друг с другом, вследствие чего студенту, осваивающему профессию, чрезвычайно сложно ориентироваться в сложившемся многообразии характеристик деятельности.
Поэтому для решения вопроса о целесообразности включения в процесс подготовки специалистов освоения профессиональных позиций необходимо подробнее рассмотреть понятие «позиция» в системе научного знания, раскрыть его различные аспекты и выявить ею соотношение с другими понятиями, обозначающими внутренние условия деятельности (мотив, цель, личностный смысл, роль, стиль), которые необходимо учитывать при организации освоения студентом профессиональной деятельности.
Систематизация уже выявленных в работах отечественных и зарубежных ученых связей этого понятия с другими позволит выявить внутренние взаимосвязи различных сторон позиции человека и ее внутренние противоречия, а также наметить общую схему становления позиции и тс се аспекты, освоение которых требует наибольшей собственной активности студента как становящегося субъекта профессиональной деятельности.
Проведенный анализ литературы показывает многомерность, многоплановость трактовок понятия позиции, что приводит к необходимости структурирования трех основных подход» к ее анализу и, соответственно, выделения трех, планов рассмотрения самой позиция, а именно:
§ позиции как положения в обществе, группе, или социальной позиции (Г.М.Андреева. А.П.Асмолов и Т.Ю.Марялова, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Т.В.Сеньхо и др.);
Теоретические основы организации преднамеренного восприятия другого в
младшем школьном возрасте
Ряд исследователей (В.В.Зеньковский, Т.И.Гаврилова, Е.И.Кульчицкая, В.А.Сухомлинский) в обучении детей пониманию другого (умению определить по выражению лица, звучанию голоса, позе и т. д. состояние, настроение, самочувствие человека, особенности его отношений) видят важный механизм развития их социального опыта, социальных чувств. Они ...
Приложения
Приложение А
Сводная таблица данных по методике Р. Кеттелла
Испытуемые
В
С
E
F
G
M
Проскурина
9(7)
11(4)
9(3)
17(8)
17(6)
13(7)
Подгрушная
9(7)
17(8)
8(3)
17(8)
14(4)
13(7)
Лазченко
6(5)
12(5)
8(3)
16(7)
16(6)
10(5)
Морозов
6(4)
8(2) ...
Программа О.В.Хухлаевой, О.Е.Хухлаева, И.М.Первушиной «Тропинка к своему Я»
Программа сохранения и формирования психологического здоровья детей. Существуют сценарные разработки программы для дошкольников, младших школьников и подростков.
Цель программы: сохранение и формирование психологического здоровья детей, психологическая поддержка.
Авторы программы выделяют ее следующие основные направления:
Аксиологич ...