Psfine

Позитивная психология

Материалы » Помощь жертвам активного манипулирования психикой

Помощь жертвам активного манипулирования психикой
Страница 23

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе выявлялись и изучались особенности систем конструктов зависимых и независимых от рекламы потребителей. На втором – выявлялась связь системы конструктов с ориентацией на отдельные рекламные носители. На третьем этапе выявилось воздействие манипулирования на рекламозависимых испытуемых [Ананьев Б. Г. Некоторые вопросы психологического исследования//Психология и проблемы человекознания/Под редакцией А, А. Бодалёва – М. – Воронеж, - с. 280-336].

Методический инструментарий.

Для исследования характера системы конструктов испытуемых использовалась репертуарная личностная методика ролевых конструктов Келли.

Для исследования степени ориентации испытуемых на те или иные рекламные носители использовался ассоциативный эксперимент.

Для исследования степени рекламозависимости испытуемых использовался созданный нами опросник и ассоциативный эксперимент.

Процедура проведения опросника.

Самочувствие у всех испытуемых удовлетворительное. Все готовы к работе. Исследование проводится в просторном светлом проветренном кабинете.

Инструкция: «сейчас я раздам всем бланки с вопросами. Нужно на каждый вопрос ответить либо «да», либо «нет» в зависимости от своего выбора ответа. Над вопросами долго не задумывайтесь. Пишите первый ответ, пришедший вам в голову».

Процедура проведения ассоциативного эксперимента.

Инструкция: «дано 10 слов-стимулов. Вы должны на каждый стимул подобрать ассоциацию. Время ограничено, слова-стимулы будут предъявляться в быстром темпе. Приготовьтесь, пожалуйста».

Экспериментатор предъявляет последовательно карточки со словами в быстром темпе. Нужно подобрать свою ассоциацию.

Процедура проведения методики Келли.

Самочувствие у всех испытуемых удовлетворительное. Все готовы к работе.

Инструкция: «внимание. Сейчас вам всем будут разданы бланки с матрицами, в которой на одной оси перечислены значимые фигуры, предметы, события вашей жизни. Другую ось вы должны заполнить сами. Заполните сначала первый ряд матрицы под колонками, обозначив 3 предмета кружками. Подумайте, пожалуйста, о важной характеристике, которая делает эти два предмета похожими друг на друга и отличает их от третьего. Нужно перечеркнуть 2 похожих предмета кружками. Третий кружок остаётся не перечёркнутым. Затем вы напишите на другой оси слово или короткую фразу, которая показывает, чем эти 2 предмета похожи, в колонке «полюс конструкта». В колонке «противоположный полюс» вам нужно написать слово или фразу, из которой будет понятно, чем третий предмет отличается от двух других».

Во время проведения методики отмечено, что у многих испытуемых начинала болеть голова, некоторые чувствовали тревожность. Возможно, это связано с умственной работой испытуемых.

Исследование проходило в 3 этапа. Первый этап исследования, в ходе которого изучались особенности структуры конструктов у зависимых и не зависимых от рекламы потребителей, проводился на выборке в 30 человек, состоящей из молодёжи в возрасте от 20 до 25 лет. Сначала все испытуемые были разделены нами на зависимых и не зависимых от рекламы потребителей с помощью созданного опросника и ассоциативного эксперимента [Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. – М. 1993].

Опросник.

Валидность и надежность его были нами подтверждены. Первоначально опросник состоял из 15 вопросов, но в ходе валидизации осталось 10. Включались вопросы, дававшие нормальное распределение. Приведем текст опросника:

Реклама помогает мне ориентироваться в многообразии товаров.

Я получаю эстетическое удовольствие, рассматривая рекламные проспекты, плакаты, ролики.

Очень часто мне хочется на собственном опыте выяснить, а действительно ли данный товар так хорош, как его описывают в рекламе.

Если бы передо мной встал выбор между двумя равноценными товарами, я бы выбрал тот, который рекламируют.

Часто повторяющийся рекламный ролик, если он удачен, не вызывает у меня раздражения.

Если я часто сталкиваюсь с рекламой товара, который мог бы мне пригодиться, я обычно его покупаю.

Красивая, профессиональная реклама товара заставляет меня заинтересоваться им.

Среди моих вещей (одежды, обуви, косметики, парфюмерии, продуктов питания, предметов личного обихода и т.д.) есть немало рекламируемых товаров.

Часто мне хочется быть похожим на красивых и жизнерадостных героев рекламы.

Многие товары ассоциируются у меня с фразами и образами, используемыми в их рекламе.

Возможные варианты ответов: “да” и “нет”. Высший балл 10.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28


Тренинг толерантности
Тренинги толерантности прошли широкую апробацию во многих регионах России, в том числе в республиках, областях и краях с высокой социальной нестабильностью и межэтнической напряженностью. Структурированность и детальная разработанность тренинга делает его доступным для проведения не только психологами, но и подготовленными педагогами и ...

Практическое применение методики ИЖС (индекс жизненного стиля) - механизмов психологической защиты (собственное исследование)
В работе сделана попытка исследовать существующие различия ведущих защитных механизмов у испытуемых, а так же насколько существенна эта разница, выяснить, какие МПЗ встречаются наиболее часто, а какие редко; какое количество МПЗ может использоваться одной личностью одновременно; а также, есть ли различия между мужскими МПЗ и женскими. ...

Подготовка первичной профконсультации
Вводные замечания. Профориентацию следует понимать как комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых — формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. В числе психолого-педагогических задач ...