Анализ полученных данных. Анализ среднихСтраница 1
По шкале "социальной желательности", в среднем по выборке, порог допустимых значений (5 баллов) не был нарушен. Нами было также просмотрено процентное соотношение количества школьников, показатель которых превышал допустимое значение. В 6 классе таких людей 7 человек, причем никто не превышает допустимый показатель на 2 пункта. В 7 классе только 2 таких человека, а в 8 – 4.
Мы рассмотрели диаграммы, напрямую характеризующие ответственность, то есть фактор G опросника Кеттела, шкалу социальной ответственности теста СМИЛ и показатели интернальности в различных областях. (См. рис.1)
1. Диаграмма средних значений фактора G опросника Кеттела
Обнаруживается сначала рост, а затем спад числовых показателей, но на уровень ответственности это существенно не повлияло. Как в шестом, так и в восьмом классе ответственность высокая, что может говорить о том, что чувство ответственности присутствует во всех трех классах.
Обратимся теперь к диаграмме социальной ответственности СМИЛ: (см. рис.2)
2. Диаграмма средних значений шкалы социальной ответственности опросника СМИЛ
6 класс имеет самый высокий показатель по этому параметру, далее идет постепенный спад. У нас существует несколько предположений о том, чем может быть вызвано такое явление:
Известно, что одно из новообразований подросткового возраста – осознание себя как личности, появление собственного мнения и образа собственного "Я". В среднем, такое мнение появляется у подростка по окончанию кризиса отрочества, то есть примерно в 8 классе.
В 6 и 7 классах, школьник больше подчиняется влиянию класса, коллектива или группы, в которой находится. Активно действует принцип "я как все". Следовательно, социальная ответственность присутствует здесь лишь в варианте подчинения коллективу либо старшему лицу, а воздействие группы на шестиклассников и семиклассников еще очень велико.
В 8 же классе начинает функционировать "личная" ответственность, отличная от коллективной, но она еще не сформирована достаточно четко. 8 класс (14-15 лет) можно охарактеризовать как начало стабильного периода подросткового возраста, призванного укрепить появившиеся новообразования. Поэтому у восьмиклассников и наблюдается резкий спад, их новообразование еще не сформировано четко, еще нет четкой уверенности в своих действиях.
Обратимся к диаграмме общей интернальности опросника УСК: (см. рис.3)
3. Диаграмма средних значений общей интернальности УСК
Показатель интернальности, в общем, низкий. Наблюдается постепенное возрастание интернальности от 6 к 7 классу, а потом резкий спад в 8 классе. Это может быть вызвано тем, что шестиклассники и семиклассники больше, нежели восьмиклассники, склонны приписывать ответственность за свои действия себе, а не внешним обстоятельствам, восьмиклассники же предпочитают объяснять свои удачи и неудачи влиянием не зависящих от человека факторов.
Рассмотрим теперь показатели интернальности в различных областях: (см. рис.4)
4. Интернальность в области достижений, неудач, семейных и профессиональных и межличностных отношений и здоровья
Показатели интернальности в области достижений (Ид) достаточно высокие у всех трех классов, то есть 6, 7 и 8 классы считают, что во многом их достижения и успехи зависят от собственных усилий, прилагаемых к осуществлению той или иной цели. Семиклассники интернальны в области достижений меньше всего, восьмиклассники ненамного, но превосходит шестиклассников по этому параметру.
Нормы поведения
В любой группе, даже работающей в течение короткого промежутка времени, можно легко заметить некоторые закономерности поведения ее членов. Эти закономерности получили название общественных норм. Нормы отражают разделяемые всеми членами группы представления об ожидаемом от них приемлемом поведении. Отличие норм от ролей заключается в ...
12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке
зрения. В споре нельзя одержать верх
В девяти случаях из десяти спор кончается тем, что каждый из его участников ещё больше, чем прежде, убеждается в своей абсолютной правоте.
В споре нельзя одержать верх потому, что, если вы проиграли в споре, значит, вы проиграли; если же одержали верх, то тоже проиграли. Почему? Вы заставили собеседника почувствовать свое превосходст ...
Методы изучения
Экспериментальное
В качестве примера исследовательского метода приведем пример исследования непроизвольного запоминания В.П. Зинченко.
Цель исследования - установить зависимость непроизвольного запоминания от особенностей деятельности.
Испытуемые - старшие дошкольники.
Оборудование -15 карточек с изображением знакомых предметов. В п ...
