Psfine

Позитивная психология

Материалы » Структура ответственности у младших подростков » Анализ полученных данных. Анализ средних

Анализ полученных данных. Анализ средних
Страница 1

По шкале "социальной желательности", в среднем по выборке, порог допустимых значений (5 баллов) не был нарушен. Нами было также просмотрено процентное соотношение количества школьников, показатель которых превышал допустимое значение. В 6 классе таких людей 7 человек, причем никто не превышает допустимый показатель на 2 пункта. В 7 классе только 2 таких человека, а в 8 – 4.

Мы рассмотрели диаграммы, напрямую характеризующие ответственность, то есть фактор G опросника Кеттела, шкалу социальной ответственности теста СМИЛ и показатели интернальности в различных областях. (См. рис.1)

1. Диаграмма средних значений фактора G опросника Кеттела

Обнаруживается сначала рост, а затем спад числовых показателей, но на уровень ответственности это существенно не повлияло. Как в шестом, так и в восьмом классе ответственность высокая, что может говорить о том, что чувство ответственности присутствует во всех трех классах.

Обратимся теперь к диаграмме социальной ответственности СМИЛ: (см. рис.2)

2. Диаграмма средних значений шкалы социальной ответственности опросника СМИЛ

6 класс имеет самый высокий показатель по этому параметру, далее идет постепенный спад. У нас существует несколько предположений о том, чем может быть вызвано такое явление:

Известно, что одно из новообразований подросткового возраста – осознание себя как личности, появление собственного мнения и образа собственного "Я". В среднем, такое мнение появляется у подростка по окончанию кризиса отрочества, то есть примерно в 8 классе.

В 6 и 7 классах, школьник больше подчиняется влиянию класса, коллектива или группы, в которой находится. Активно действует принцип "я как все". Следовательно, социальная ответственность присутствует здесь лишь в варианте подчинения коллективу либо старшему лицу, а воздействие группы на шестиклассников и семиклассников еще очень велико.

В 8 же классе начинает функционировать "личная" ответственность, отличная от коллективной, но она еще не сформирована достаточно четко. 8 класс (14-15 лет) можно охарактеризовать как начало стабильного периода подросткового возраста, призванного укрепить появившиеся новообразования. Поэтому у восьмиклассников и наблюдается резкий спад, их новообразование еще не сформировано четко, еще нет четкой уверенности в своих действиях.

Обратимся к диаграмме общей интернальности опросника УСК: (см. рис.3)

3. Диаграмма средних значений общей интернальности УСК

Показатель интернальности, в общем, низкий. Наблюдается постепенное возрастание интернальности от 6 к 7 классу, а потом резкий спад в 8 классе. Это может быть вызвано тем, что шестиклассники и семиклассники больше, нежели восьмиклассники, склонны приписывать ответственность за свои действия себе, а не внешним обстоятельствам, восьмиклассники же предпочитают объяснять свои удачи и неудачи влиянием не зависящих от человека факторов.

Рассмотрим теперь показатели интернальности в различных областях: (см. рис.4)

4. Интернальность в области достижений, неудач, семейных и профессиональных и межличностных отношений и здоровья

Показатели интернальности в области достижений (Ид) достаточно высокие у всех трех классов, то есть 6, 7 и 8 классы считают, что во многом их достижения и успехи зависят от собственных усилий, прилагаемых к осуществлению той или иной цели. Семиклассники интернальны в области достижений меньше всего, восьмиклассники ненамного, но превосходит шестиклассников по этому параметру.

Страницы: 1 2 3


Общие проблемы малой группы
Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих. Возникновение малой группы обусловлено общественно-экономическими причинами. С одной стороны, общество, его экономика создают для себя те я ...

Мотивы обучения и профессионального развития
Эффективность и результативность учебной деятельности и профессионального развития студентов во многом определяется сложной системой мотивов, которая развивается на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей. В ней выделяют два больших блока: непосредственные и опосредованные мотивы. Непосредственные включаются в ...

После
1 20 25,6% 35 44,8% 36 46,2% 30 38,46% 12 15,4% 6 7,7% 10 12,8% 7 9% 2 52 28,57% 85 46,7% 51 28,02% 25 13,7% 45 24,7% 48 26,3% 34 18,7% 24 13,3% 3 71 32,8% 150 69,5% 40 18,5% 30 13,9% 80 37,1% 30 13,9% 25 11,6% 6 2,7% 4 ...