Psfine

Позитивная психология

Особенности восприятия времени
Страница 2

Осмысленность восприятия проявляется в его узнавании

, т.е. способности человека воспринять объект в соотнесении его с уже существующем в его опыте образом. Узнавание объектов происходит тем быстрее и точнее, чем более привычен нам данный объект и чем чаще мы могли его воспринимать.

Узнавание предметов и объектов может быть обобщенным, когда они относят к какой-либо группе или общей категории, или дифференцированным, когда выделяются признаки, присущие именно этому предмету или объекту, воспринятому ранее. В ситуации нехватки таких определенных признаков даже узнавание вполне привычного объекта может быть значительно затруднено.

Избирательность

восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Она может проявляться в нескольких аспектах: в выделении объекта из фона, которое лучше происходит при наличии у объекта четкого контура, и выделении одного объекта по сравнению с другими, которые также играют роль своеобразного фона.

Избирательность восприятия – свойство динамичное, а не данное в постоянстве. Объект, поначалу воспринимаемый как фигура вследствие центрации внимания на его признаках, может слиться с фоном, если изменяется установка на восприятии, т.е. в центре становится уже другой объект. Нагляднее всего это происходит при воспроизведении воспринятого образа, в том числе и временного интервала: большая концентрация внимания позволяет более детально воспроизвести требуемое, отсутствие же концентрации приводит к невозможности вспомнить даже общих черт воспринятого.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции

. Восприятие есть активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер же этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Ниже в работе пойдет речь о различиях в восприятии временных интервалов разными людьми и о причинах подобных разногласий.

Необходимо отметить, что психические акты восприятия представляют собой бессознательные умозаключения, результаты которых принимаются как данность и не подлежат критике или оценке. Вследствие своей неосознанности от них невозможно избавиться по той причине, что человек просто не замечает их работы, не фиксирует сам процесс восприятия. (Гельмгольц). Второй основной особенностью восприятия является концентрация внимания только на полезных ощущениях, необходимых для человеческого познания, соответственно, способность человека воспринимать не весь поток информации, а лишь отдельные его единицы.

Восприятие имеет свои физиологические основы. В основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира, которые могут выступать в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. В основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутри- и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

Восприятие времени, в отличие от других видов, не имеет специального анализатора, способного указать человеку на объективные характеристики прошедшего отрезка времени. Его заменяет непосредственное переживание, основанное на опыте каждого и названное «чувством времени». Оно связано с органической основой человека, а именно с постоянной сменой в нервной системе человека процессов возбуждения и торможения. Ритмичность функционирования организма: ритм сердечных сокращений, дыхания, физиологических потребностей – влечет за собой выработку определенных рефлексов, позволяющих правильно оценивать определенные отрезки времени.[8]. Известно также, что на восприятие времени оказывают влияние некоторые медикаменты, оказывающие воздействие на ритмику организма. Экспериментально доказано, что под влиянием амфетаминов у людей возникает ощущение более медленного течения времени, чем происходит на самом деле.[2]. Подобное же действие оказывает и кофеин. Оксид азота и другие анестезирующие газы воздействуют на человека так, что время для него укорачивается, т.е. происходит недооценка временных интервалов.[4]. С другой стороны, мескалин и марихуана имеют сильное, но непостоянное влияние на восприятие времени: они могут приводить как к ускорению, так и к замедлению субъективного времени. Вообще говоря, воздействия, ускоряющие процессы в организме, ускоряют течение времени, а физиологические депрессанты замедляют его. Тем не менее, механизм, опосредующий восприятие времени, а также причины, по которым химические вещества оказывают искажающее влияние на данный тип восприятия, до сих пор являются одной из нерешенных психофизиологических проблем.[13].

Страницы: 1 2 3 4


Обработка и анализ данных, полученных в ходе эксперимента
Для обработки результатов необходимо: 1)сравнить оценку учителя, самооценку испытуемых и оценку которую ставили сами учащиеся по данным предметам. Результаты исследования 2 «б» класса по дисциплине математика Имя ученика Успеваемость Средний балл Оценка учащихся Самооценка Андрей З. 3-4 - 4,8 5 Дан ...

Активное слушание
Умение слушать является критерием коммуникативности. Говорят, что курс общения в древнегреческих школах красноречия состоял на десять процентов из обучения самому красноречию и на девяносто процентов из обучения умению слушать. Замечено, что человек, внимательно слушающий, тратит не меньше, а порой и больше энергии и сил, чем говорящий. ...

Анализ и интерпритация полученных результатов
В ходе обработки данных, полученных при проведении экспериментального исследования, нами были получены следующие результаты. Методика 1. Данные, полученные в результате проведения методики К.Замфира в модификации А.Реана «Изучение мотивации профессиональной деятельности» были занесены в таблицу: Таблица 1 в очень незначительной ...