Psfine

Позитивная психология

Особенности восприятия времени
Страница 1

Жизненно важными для субъекта характеристиками окружающих предметов являются их форма, удаленность, скорость их перемещения и расстояние между ними. Если оценка свойств поверхности тел, создаваемых ими возмущений воздушной среды, их химического состава может быть неточной, то подобная ошибка может оказаться смертельно опасной. В связи с этими требованиями у животных и развился особый психический аппарат, работа которого состоит в воссоздании во внутреннем, субъективном пространстве такого образа окружающего мира, который бы максимально точно воспроизводил пространственные и временные характеристики предметов и явлений. В этом образе в той или иной форме должны быть представлены и иные их качества, а сам образ должен быть для субъекта настолько достоверным, что у субъекта не оставалось бы никаких сомнений в отдельном, независимом от субъекта существовании воспринимаемого предмета или явления.

Прежде чем рассматривать собственно восприятие времени, необходимо коротко обозначить основные свойства, присущие всем видам восприятия. К таковым относятся целостность, константность, предметность, структурность, осмысленность и избирательность. [8].

Целостность

восприятия выражается в способности человека воспринимать объекты в их системности, а не как сумму составляющих. Это свойство проявляется и как объединение разных элементов в единый образ, и как независимость воспринимаемого целого от его частей. Формирование целостного образа всегда опирается на знания и прошлый опыт человека, соответственно, маленькие дети не способны соединить части незнакомого предмета в единство. Временная последовательность также воспринимается в единстве и неразрывности, будущее, на мгновение становясь настоящим, превращается в прошлое. Человек не замечает течения времени как смену определенных интервалов или единиц исчисления, учитывается только непрерывная последовательность событий.

Константность

восприятия позволяет нам воспринимать окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию. Относительно временного восприятия человек привычно делит свою жизнь на крупные (годы, месяцы, недели) и мелкие ( дни, часы, минуты) отрезки, всегда равные по продолжительности. При этом для каждого человека деление времени различно: школьники легче всего оценивают 45-минутные отрезки, студенты – 80-90 минут в зависимости от продолжительности учебной пары, взрослые ориентируются на 8-9 часовой рабочий день с обеденными перерывами.

Предметность

восприятия характеризует адекватное опознание предметов действительности и соответствие им образов восприятия. Каждый такой предмет воспринимается как отдельное физическое тело. С данным свойством связана проблема выделения фигуры и фона, которая в привычной обстановке протекает на бессознательном уровне, а в непривычной ситуации способна вызвать некоторые затруднения. Если же человек настроен на восприятие из фона определенного объекта, подобная проблема не возникает, даже если объект может восприниматься двояко: как фигура на фоне или как фон для иной фигуры.

Структурность

восприятия определяет нашу способность объединять воздействующие на нас стимулы в некую обобщенную структуру, которая облегчает затем опознание подобных, но в чем-то отличающихся предметов. Например, человек сразу воспринимает бегущее четвероногое нечто как живое существо, возможно млекопитающее, даже если никогда его не видел. Таким образом, и это свойство тесно связано со знаниями человека, позволяя ему безошибочно определять тем больше предметов, чем более богат его жизненный опыт. Во временном аспекте лучше всего это заметно в эволюционном плане: древние люди, не имевшие письменности и развитой речи, могли полагаться только на относительно небольшие интервалы времени. С развитием познавательных процессов, в первую очередь речи и памяти, человек учился оперировать большими отрезками времени. Непосредственно представить интервал в несколько лет довольно сложно, однако опираясь на память, возможно построение подобного образа.

Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных.

Страницы: 1 2 3 4


Использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края
Художественная деятельность занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей. Художественная деятельность - это организация жизни и деятельности детей ...

Принципы и условия формирования команды
Важные условия для формирования команды на стартовом этапе: ¨ Все члены группы четко представляют себе цели совместной работы. ¨ Умения каждого человека известны остальным, функции распределены. ¨ Организационное строение группы соответствует выполняемой задаче. ¨ В группе задумываются над методами работы и пытаются ...

Сетование или анализ?
Есть несколько способов размышлений о себе. 1. Можно сетовать на то, что школа не дала вам необходимых знаний, не научила работать самостоятельно, завысила оценку ваших способностей, — т. е. ссылаться на прошлое. 2. Можно искать огрехи в настоящем: преподаватели невнимательны, не учитывают степени подготовки большинства первокурсников ...