Раскройте понятие о внимании, его видах и особенностяхСтраница 1
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания:
1) концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте;
2) устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени;
3) объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов;
4) распределение - способность одновременного выполнения нескольких действий;
5) переключение - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.
Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам настроить на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность на каком-либо объекте восприятии называется Вниманием.
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах при обдновременном отвлечении от других. Внимание чел-ка имеет социальную природу. Оно порождено трудовой деятельностью и является одной из основных психологических характеристик трудового процесса. Согласно взглядам Сеченова внимание человека имеет рефлекторный характер. Павлов высказал гипотезу, что внимание связано с возникновением очагов возбуждения в к.г.м., в результате ориентировочного рефлекса. Важный вклад в раскрытие физиологии внимания внес Ухтомский. Согласно его теории возбуждение распределяется по каре больших полушарий неравномерно, при этом создавая в ней очаги оптимального возбуждения, который преобразует доминирующий. В настоящее время в мозге обнаружены особые нейроны, получившие название нейронов Внимания.
Факторы, способствующие привлечению внимания:
1. Характер раздражителя (новизна, контраст, яркость).
2. Структурная организация деятельности.
3. Отношение раздражителя к потребности.
Виды внимания
Виды внимания |
Условия возникновения |
Основные характеристики |
Механизм |
Непроизвольное |
Действие сильного контрастного и значимого, вызывающего эмоциональный отклик раздражителя |
Непроизвольность, легкость |
ориентировочный рефлекс, характеризующий устойчивый интерес личности |
Произвольно |
Постановка задач |
Направленность сознания, в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет |
Ведущая роль принадлежит 2-ой сигнальной системе (речь и мышление) |
Послепроизвольное |
Вхождение в деятельность и возникающий в связи с эти интерес |
Сохраняется целенаправленность, снимается напряженность |
Доминант характеризуется в данной деятельности возникновением интереса. |
Приложения
1. Текст методики ШРЛТ
Инструкция к первой группе суждений о самочувствии. В зависимости от самочувствия в данный момент зачеркните наиболее подходящую для вас цифру: «1» - нет, это совсем не так; «2» - пожалуй, так; «3» - верно; «4» -совершенно верно.
1. Вы спокойны 1 2 3 4
2. Вам ничто не угрожает 1 2 3 4
3. Вы находитесь в напряж ...
Теоретический анализ возможностей рисуночных методик при работе в группе с подростками
зависимыми от психоактивных веществ. Взгляды отечественных
и зарубежных психологов на проблему изучения подрост
Особенности подросткового возраста широко рассматриваются как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской и американской психологии развития, несмотря на одностороннюю, в основном натуралистическую, биологизаторскую трактовку этого периода жизни, составляет необходимый фон д ...
Дайте характеристику освоению деятельности (роли знаний, умений, навыков и
привычек). Перечислите и дайте характеристику закономерности упражнений
Деятельность — активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которого оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Деятельность человека — это активность, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовл ...