Psfine

Позитивная психология

Материалы » Общая психология » Раскройте понятие о внимании, его видах и особенностях

Раскройте понятие о внимании, его видах и особенностях
Страница 1

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания:

1) концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте;

2) устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени;

3) объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов;

4) распределение - способность одновременного выполнения нескольких действий;

5) переключение - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам настроить на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность на каком-либо объекте восприятии называется Вниманием.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах при обдновременном отвлечении от других. Внимание чел-ка имеет социальную природу. Оно порождено трудовой деятельностью и является одной из основных психологических характеристик трудового процесса. Согласно взглядам Сеченова внимание человека имеет рефлекторный характер. Павлов высказал гипотезу, что внимание связано с возникновением очагов возбуждения в к.г.м., в результате ориентировочного рефлекса. Важный вклад в раскрытие физиологии внимания внес Ухтомский. Согласно его теории возбуждение распределяется по каре больших полушарий неравномерно, при этом создавая в ней очаги оптимального возбуждения, который преобразует доминирующий. В настоящее время в мозге обнаружены особые нейроны, получившие название нейронов Внимания.

Факторы, способствующие привлечению внимания:

1. Характер раздражителя (новизна, контраст, яркость).

2. Структурная организация деятельности.

3. Отношение раздражителя к потребности.

Виды внимания

Виды внимания

Условия возникновения

Основные характеристики

Механизм

Непроизвольное

Действие сильного контрастного и значимого, вызывающего эмоциональный отклик раздражителя

Непроизвольность, легкость

ориентировочный рефлекс, характеризующий устойчивый интерес личности

Произвольно

Постановка задач

Направленность сознания, в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет

Ведущая роль принадлежит 2-ой сигнальной системе (речь и мышление)

Послепроизвольное

Вхождение в деятельность и возникающий в связи с эти интерес

Сохраняется целенаправленность, снимается напряженность

Доминант характеризуется в данной деятельности возникновением интереса.

Страницы: 1 2


Законы памяти
Законами памяти называются общие закономерности, которые характеризуют устройство и работу памяти человека. Если имеется в виду закон запоминания материала, то под ним понимается определенная последовательность действий, в результате которой соответствующий материал запоминается человеком. Если речь идет о законе забывания материала, т ...

Результаты опроса
Проанализируем данные анкет (Рис. 2. Количество учителей мужчин и количество учителей женщин) Вывод: В опросе участвовало 72 преподавателя. 67 из них – женщины, 5 – мужчины, следовательно, делаем вывод, что большинство учителей в школе – женщины. (Рис. 3. Возрастная характеристика преподавателей) Вывод: Самая большая возрастн ...

Реализация социально-педагогической программы социализации подростков девиантного поведения
Второй этап можно назвать формирующим. Целью его является: предложить и апробировать социально-педагогическую программу социализации подростков девиантного поведения. Задачи: - формирование мотивации позитивных изменений; - вовлечение в культурно-досуговую деятельность. Вовлекая подростков в культурно-досуговую деятельность, я учла ...