Общие проблемы малой группыСтраница 2
Нереферентные группы (группы членства) – это группы, в которых люди реально включены и трудятся.
Кроме того, группы различают по уровню развития:
Слаборазвитые группы – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.
Высокоразвитые группы – это группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высоко развитой системы отношений, сплоченности и т.д.
Диффузные группы – это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.
Коллектив – это высшая форма общности, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. (Психологический словарь)
Коллектив обладает характерными признаками, отличающими его от других форм объединения людей.
Во-первых, его деятельность направлена на общий для всех членов коллектива объект и в процессе ее они связаны по месту работы, времени и имеют общие орудия производства, производственные помещения и т.д.
Во-вторых, коллектив – это организованное объединение людей, имеющее четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразителем которой выступают доверенные лица (руководители).
В-третьих, всем членам коллектива присущи общие идеи и мысли, единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотношения.
К вопросу об уровнях развития мы обратимся в следующей лекции.
Параметры описания малых групп: композиция (состав группы, структура, динамика групповых процессов)
Группы, в которых люди живут, работают, проводят свободное время, характеризуются определенной упорядоченностью взаимоотношений. Эта упорядоченность составляет структуру группы. А.В. Петровский определяет структуру группы как иерархию престижа и статуса членов группы, вершину которой занимает лидер группы. (Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.М., 1982).
Структура группы может быть описана по-разному:
с точки зрения состава (так называемая композиционная подструктура),
с точки зрения характера отношений (т. н. подструктура межличностных предпочтений,
со стороны информационного взаимодействия (т. н. коммуникативная подструктура) и
со стороны выполняемых членами группы ролей и функциональных обязанностей (т. н. подструктура функциональных отношений).
Охарактеризуем данные компоненты.
1. Композиционная подструктура (состав группы) - совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы, как целого. Композиция - это характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы.
Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы. Кроме того, очень важно иметь четкие представления о национальности и социальном происхождении ее членов, чьи психологические особенности влияют на характер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них; О тех группах, которые состоят из похожих друг на друга людей, говорят, что они обладают однородной, или гомогенной, композицией. Об общностях, включающих индивидуально очень различных людей, говорят, что их композиция разнородна, или гетерогенна.
Композиция группы, т.е. индивидуальный состав группы, влияет на жизнь группы так же как ее величина и решаемые задачи, через систему отношений, характеризующих уровень ее социально-психологического развития.
Подструктура межличностных предпочтений, т.е. проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии
Социометрия дает возможность выявить наличие устойчивых взаимных предпочтений членов группы, на основе которого можно строить устойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в группе сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально-личностными особенностями, какие взаимоотношения складываются между ними и т.д.;
Коммуникативную подструктуру – совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний.
Владение последними – важный показатель положения членов группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии;
Коммуникативная структура групп может быть централизованная и децентрализованная. В централизованной структуре – все потоки информации концентрируются у одного – центрального участника групповых отношений. Через него осуществляется обмен информацией между другими.
Найди мяч
Играющие становятся в круг, вплотную друг к другу, лицом в центр круга. Водящий выходит на середину круга.
Все дети держат руки за спиной. Одному из них дают мяч среднего размера. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать, у кого находится мяч. Обращаясь то к одному, то к другому ребенку, он говорит: ...
Перечислите и охарактеризуйте виды речевой деятельности
Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и з ...
Состояние установок толерантного поведения у учащихся 6–9 классов МОУ СОШ №7
г. Сегежи. Диагностическое исследование степени
коммуникативной толерантности у подростков (по В.В. Бойко)
Путь к толерантности – это серьезный, эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
Наиболее актуален процесс формирования толерантных представлений, на наш взгляд, в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте начинает формироватьс ...
