Psfine

Позитивная психология

Материалы » Общие проблемы малой группы

Общие проблемы малой группы
Страница 7

Схема. Трехвекторная модель группового развития (по А.В. Петровскому)

Эта модель позволяет описывать различные траектории движения группы в широком диапазоне направлений. Кроме того, на ее основе можно предсказать, какими характеристиками будет обладать группа, если ее развитие будет происходить в тех или иных условиях. Так, если известно, что группа будет заниматься социально значимой совместной деятельностью, а ее члены будут разделять позитивные ценности, то группа превратится в коллектив. При других условиях возможными станут иные пути развития

Еще одной идеей А.В. Петровского являлось представление об уровневом строении отношений в группе (состоящих из 3 слоев - страт). Каждый слой характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности.

Рассматривая значение данной теории, А.И. Донцов и Т.Г. Стефаненко (2) отмечают, что важным ее положением является постулирование участия в совместной деятельности как фактора развития групповой сплоченности (однако оно не является абсолютно новым для мировой социальной психологии). Важнейшими инновациями психологической теории коллектива А.В. Петровского, по мнению данных авторов явились:

тезис о деятельностном опосредовании межличностных отношений и

идея о ценностной природе групповой сплоченности, что связано с разработкой понятия ценностно-ориентационного единства.

Первый тезис противоречил принятой большинством авторов, занимающихся проблемой развития группы, идее о принципиальной самостоятельности эмоциональной и инструментальной сфер групповой жизни, хотя жесткое их разведение не было установлено и в большинстве общепринятых моделей.

А.И. Донцов и Т.Г. Стефаненко, анализируя значение теории "теория деятельностного опосредования групповых процессов", отмечают, что положение о группообразующей функции совместной деятельности позволило наметить направление дальнейшего продвижения в области изучения психологического содержания процесса группового развития. В этом направлении в отечественной психологии в 70-80 г. г. разворачивались исследования специфических особенностей коллективного (в отличие от группового) субъекта деятельности и выделение особенностей собственно совместной деятельности [Донцов, Дубовская, Улановская, 1998]. На современном этапе, по мнению данных авторов, линия анализа роли совместной деятельности в развитии группы рассматривается наиболее перспективной при изучении этого процесса.

Второй тезис о фундаментальности такой характеристики коллектива, какой является ценностно-ориентационное единство, будучи одним из основных, остается, по мнению данных авторов, наиболее спорным в стратометрической концепции. По мнению исследователей, именно данная идея "операционализировала" основное идеологическое содержание такого феномена, как коллектив, поскольку речь всегда шла об определенных ценностях, а единство должно было быть полным. Понятие ценностно-ориентационного единства было выдвинуто для уточнения такой характеристики группы, как групповая сплоченность. А.И. Донцов и Т.Г. Стефаненко утверждают, что "представление о наличии в коллективе ценностно-ориентационного единства служило не только в качестве содержательного наполнения достаточно формального понятия сплоченности, но и давало возможность с высокой степенью определенности операционализировать это понятие, а следовательно, и проводить конкретные эмпирические и экспериментальные исследования для проверки разнообразных гипотез".

В целом идеи теория деятельностного опосредования групповых процессов внесла важный вклад в разработку проблематики группы.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Стадии развития команды
Основные стадии развития группы: Теория развития малых групп Такмана предполагает следующие последовательные этапы формирования команды: С точки зрения способности/замотивированности, группы бывают следующих типов: Способная Не способная Замотивированная 4 | ПОЛНОСТЬЮ СПО­СОБНАЯ И ЖЕЛАЮ­ЩАЯ ВЫПОЛНИТЬ РА­БОТУ ...

"Устойчивость и распределение внимания"
Задача исследования: исследование временной динамике устойчивости внимания и некоторых особенностей распределения внимания в условиях смысловой помехи методом корректурной пробы. Оснащение опыта: бланки корректурной пробы, заранее заготовленный текст связанного рассказа, чтение которого продолжается 5 минут Порядок выполнения: В перво ...

Расслабление
Начать лучше и легче всего с расслабления мышц — их напряжение нетрудно заметить. Расслабление мышц приводит к изменению деятельности мозга, к переводу его из режима "возбуждения" в режим "покоя", способствует глубокому концентрированному отдыху и восстановлению сил. 1. Попробуйте сделать вот это. Сейчас, когда вы ч ...