Psfine

Позитивная психология

Материалы » Общие проблемы малой группы

Общие проблемы малой группы
Страница 7

Схема. Трехвекторная модель группового развития (по А.В. Петровскому)

Эта модель позволяет описывать различные траектории движения группы в широком диапазоне направлений. Кроме того, на ее основе можно предсказать, какими характеристиками будет обладать группа, если ее развитие будет происходить в тех или иных условиях. Так, если известно, что группа будет заниматься социально значимой совместной деятельностью, а ее члены будут разделять позитивные ценности, то группа превратится в коллектив. При других условиях возможными станут иные пути развития

Еще одной идеей А.В. Петровского являлось представление об уровневом строении отношений в группе (состоящих из 3 слоев - страт). Каждый слой характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности.

Рассматривая значение данной теории, А.И. Донцов и Т.Г. Стефаненко (2) отмечают, что важным ее положением является постулирование участия в совместной деятельности как фактора развития групповой сплоченности (однако оно не является абсолютно новым для мировой социальной психологии). Важнейшими инновациями психологической теории коллектива А.В. Петровского, по мнению данных авторов явились:

тезис о деятельностном опосредовании межличностных отношений и

идея о ценностной природе групповой сплоченности, что связано с разработкой понятия ценностно-ориентационного единства.

Первый тезис противоречил принятой большинством авторов, занимающихся проблемой развития группы, идее о принципиальной самостоятельности эмоциональной и инструментальной сфер групповой жизни, хотя жесткое их разведение не было установлено и в большинстве общепринятых моделей.

А.И. Донцов и Т.Г. Стефаненко, анализируя значение теории "теория деятельностного опосредования групповых процессов", отмечают, что положение о группообразующей функции совместной деятельности позволило наметить направление дальнейшего продвижения в области изучения психологического содержания процесса группового развития. В этом направлении в отечественной психологии в 70-80 г. г. разворачивались исследования специфических особенностей коллективного (в отличие от группового) субъекта деятельности и выделение особенностей собственно совместной деятельности [Донцов, Дубовская, Улановская, 1998]. На современном этапе, по мнению данных авторов, линия анализа роли совместной деятельности в развитии группы рассматривается наиболее перспективной при изучении этого процесса.

Второй тезис о фундаментальности такой характеристики коллектива, какой является ценностно-ориентационное единство, будучи одним из основных, остается, по мнению данных авторов, наиболее спорным в стратометрической концепции. По мнению исследователей, именно данная идея "операционализировала" основное идеологическое содержание такого феномена, как коллектив, поскольку речь всегда шла об определенных ценностях, а единство должно было быть полным. Понятие ценностно-ориентационного единства было выдвинуто для уточнения такой характеристики группы, как групповая сплоченность. А.И. Донцов и Т.Г. Стефаненко утверждают, что "представление о наличии в коллективе ценностно-ориентационного единства служило не только в качестве содержательного наполнения достаточно формального понятия сплоченности, но и давало возможность с высокой степенью определенности операционализировать это понятие, а следовательно, и проводить конкретные эмпирические и экспериментальные исследования для проверки разнообразных гипотез".

В целом идеи теория деятельностного опосредования групповых процессов внесла важный вклад в разработку проблематики группы.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Преодоление конфликтов посредством общения
Любое нарушение общения может привести к конфликту. Иногда человек выражается недостаточно определенно и ясно., и тогда слова могут быть поняты неправильно. Иногда кто-то слушает невнимательно. И когда человек видит, что его не слушают, у него могут возникнуть чувства враждебности или осуждения. Часто возникает непонимание в отношении ...

Проведение исследования
Было проведено исследование двух групп по 10 человек. Группа А –испытуемые от 18 до 28 лет, группа В – испытуемые от 28 до 38 лет. Испытуемым было предложено ответить на вопросы шкал согласно инструкциям. Обработка результатов проводилась следующим образом: 1) Было проведено определение показателей ситуативной и личностной тревожност ...

Планирование или регулирование?
После того, как определены основные занятия и известно сколько времени занимает каждое из них — пора приступить к планированию. Планирование часто представляется целью всей работы, основным завершающим звеном. Всем, кто приступал к планированию, кажется, что если будет план, то исчезнет проблема выбора дел и жизнь станет упорядоченной. ...