Общие проблемы малой группыСтраница 7
Схема. Трехвекторная модель группового развития (по А.В. Петровскому)
![]()
Эта модель позволяет описывать различные траектории движения группы в широком диапазоне направлений. Кроме того, на ее основе можно предсказать, какими характеристиками будет обладать группа, если ее развитие будет происходить в тех или иных условиях. Так, если известно, что группа будет заниматься социально значимой совместной деятельностью, а ее члены будут разделять позитивные ценности, то группа превратится в коллектив. При других условиях возможными станут иные пути развития
Еще одной идеей А.В. Петровского являлось представление об уровневом строении отношений в группе (состоящих из 3 слоев - страт). Каждый слой характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности.
Рассматривая значение данной теории, А.И. Донцов и Т.Г. Стефаненко (2) отмечают, что важным ее положением является постулирование участия в совместной деятельности как фактора развития групповой сплоченности (однако оно не является абсолютно новым для мировой социальной психологии). Важнейшими инновациями психологической теории коллектива А.В. Петровского, по мнению данных авторов явились:
тезис о деятельностном опосредовании межличностных отношений и
идея о ценностной природе групповой сплоченности, что связано с разработкой понятия ценностно-ориентационного единства.
Первый тезис противоречил принятой большинством авторов, занимающихся проблемой развития группы, идее о принципиальной самостоятельности эмоциональной и инструментальной сфер групповой жизни, хотя жесткое их разведение не было установлено и в большинстве общепринятых моделей.
А.И. Донцов и Т.Г. Стефаненко, анализируя значение теории "теория деятельностного опосредования групповых процессов", отмечают, что положение о группообразующей функции совместной деятельности позволило наметить направление дальнейшего продвижения в области изучения психологического содержания процесса группового развития. В этом направлении в отечественной психологии в 70-80 г. г. разворачивались исследования специфических особенностей коллективного (в отличие от группового) субъекта деятельности и выделение особенностей собственно совместной деятельности [Донцов, Дубовская, Улановская, 1998]. На современном этапе, по мнению данных авторов, линия анализа роли совместной деятельности в развитии группы рассматривается наиболее перспективной при изучении этого процесса.
Второй тезис о фундаментальности такой характеристики коллектива, какой является ценностно-ориентационное единство, будучи одним из основных, остается, по мнению данных авторов, наиболее спорным в стратометрической концепции. По мнению исследователей, именно данная идея "операционализировала" основное идеологическое содержание такого феномена, как коллектив, поскольку речь всегда шла об определенных ценностях, а единство должно было быть полным. Понятие ценностно-ориентационного единства было выдвинуто для уточнения такой характеристики группы, как групповая сплоченность. А.И. Донцов и Т.Г. Стефаненко утверждают, что "представление о наличии в коллективе ценностно-ориентационного единства служило не только в качестве содержательного наполнения достаточно формального понятия сплоченности, но и давало возможность с высокой степенью определенности операционализировать это понятие, а следовательно, и проводить конкретные эмпирические и экспериментальные исследования для проверки разнообразных гипотез".
В целом идеи теория деятельностного опосредования групповых процессов внесла важный вклад в разработку проблематики группы.
Готовность студентов к профессиональной деятельности
Отношение студентов к профессии, т.е. к целям вузовского обучения, наполняется профессиональным смыслом и содержанием в ходе учебной деятельности, которая выступает относительно профессиональных целей обучения в качестве средства их достижения. Отношение к учению как к средству достижения профессиональных целей образует второй уровень м ...
Волевые процессы
Каждый аффект представляет собой связное преемство чувств, отмеченное характером цельности. Такой процесс может иметь двоякий исход. Или аффект уступает место обычному, более или менее изменчивому и сравнительно лишенному аффективной окраски гечению чувств — такие душевные волнения, замирающие без какого-нибудь окончательного результата ...
Эмпирические исследования проблемы формирования произвольного внимания у
детей младшего школьного возраста
Методы оценок внимания
Внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания.
Под устойчивостью внимания пони ...
