Psfine

Позитивная психология

Материалы » Общие проблемы малой группы

Общие проблемы малой группы
Страница 6

Личный статус, по Т. Шибутани, - это положение, которое человек занимает в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в группе в качестве ее члена. Личный статус, как и положение человека в обществе, есть социальный процесс, и он может быть определен только в связи с взаимоотношениями, которые устанавливаются между людьми в первичных группах. Сохранение личиночного статуса, следовательно, состоит в том, чтобы действовать так. Чтобы обеспечить продолжение этих взаимоотношений.

Социальный статус влияет на то, как человек оценивает себя. Его представления о себе поддерживаются преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Чувство гордости, скромности или неполноценности, - отчасти зависит от социального статуса, но еще больше от оценок, которые он получает от значимых других.

5. Основные направления в изучении малой группы в зарубежной психологии

В 20 – 30 г. малая группа впервые становится объектом исследования. Целесообразно выделить 3 основных направления в изучении малой группы: социометрическое, социологическое и групподинамическое.

Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. Он исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру и микроструктуру. Иными словами, означает структуру психологических отношений индивида с окружающими его людьми. Согласно Морену, все напряжения, конфликты, в том числе социальные, обусловлены несовпадением микро - и макроструктур. Следовательно, задача состоит в перестраивании макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой. Одним из методов, предложенных Морено для изучения групп является социометрия, получивший распространение в мировой социальной психологии и социологии.

Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена Элтоном Мэйо в Хотторнском эксперименте. Начало эксперимента было обусловлено фактом понижения производительности труда в Компании "Вестерн Электрик". Эксперименты Э. Мэйо в общей сложности длились с 1924 по 1936 г. и были направлены на поиск путей повышения эффективности производства. В ходе работ Мэйо выявил феномен "чувство социабильности" – потребность ощущать себя "принадлежащим" к определенной группе, благодаря чему происходит увеличение силы индивида в сотрудничестве с другими. Э. Мэйо ввел понятие "человеческий фактор", который стал рассматриваться как важнейший ресурс в решении задачи повышения производительности труда промышленных компаний.

Школа "групповой динамики" представляет собой наиболее "психологическое" направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина – выдающегося мирового социального психолога. Он создал "теорию поля". Центральная идея теории поля состоит в том, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих. В данной школе были проведены многочисленные лабораторные исследования, процессов происходящих в группах: формирования, сплочения, принятия групповых решений, лидерства, стиля лидерства, мотивации и т.д.

Принцип деятельности в отечественных исследованиях малой группы

В отечественной психологии долгое время исследования малой группы были связаны со специфическим объектом – коллективом. "Коллектив стал знаковой категорией советской психологии, отражая и содержательные и политические тенденции той исторической эпохи" (2) и понимался как высокоразвитая социальная группа, отличительными признаками которой являются совместная деятельность и общая направленность на социально значимые цели. Коллектив в силу высокой сплоченности и особых гармоничных отношений между его членами рассматривался как условие для всестороннего развития личности.

Исследования коллектива осуществлялись на основе принципа деятельности. Одной из наиболее известных и проработанных концепцией коллектива явилась стратометрическая концепция групповой активности, разработанная А.В. Петровским и его школой, впоследствии получившая название "теория деятельностного опосредования групповых процессов".

В рамках этой концепции была предложена схема, обозначенная как графическая модель группового развития, соотносящая разные типы групп с эталонным их состоянием, которым считался коллектив (рис.4). Данную схему можно рассматривать как двухфакторную или двумерную, хотя ее авторы предпочитают говорить о ней как о трехвекторной.

Один из векторов (вектор горизонтальный) обозначает степень опосредования межличностных отношений, а два других - отношение к общественному прогрессу (цель которого, по Петровскому, - построение коммунизма). При этом один вектор (направленный вверх) указывает на соответствие направленности группы общественному прогрессу, а другой (направленный вниз) задает направление, препятствующее общественному развитию [6].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Осознание проблемной ситуации - начало мыслительной работы. Определение движущей стратегии решения
В развернутом процессе мышления в ходе решения сложной задачи, которую нельзя определить однозначным алгоритмом, можно выделить несколько основных этапов или фаз. Начало мыслительного процесса видится в сознании проблемной ситуации. Уже этот этап оказывается не всем под силу — тот, кто не привык мыслить, воспринимает окружающий мир как ...

Мысленные экраны
Предположим, что вы научились структурировать предъявляемый материал, выделять связи между отдельными его частями, обнаруживать и осознавать проблемы. Достаточно ли этого для успешного обучения? По-видимому, нет, поскольку вам необходимо не просто перерабатывать получаемую информацию, но и уметь использовать ее. Правильное использование ...

"Перепутанные линии"
Это задание также ориентировано на развитие концентрации внимания у детей. Для его проведения необходимы карточки размером 12х7, на которых нарисованы перепутанные линии одного цвета. Игра проводится с детьми 6—17 лет. Время выполнения: 3—5 мин. ежедневно в течение 3—4 недель. Занятие может быть организовано как индивидуальное или к ...