Psfine

Позитивная психология

Поведение на экзаменах

Какими бы эпитетами мы не "награждали" ситуацию экзамена: "лотерея", "проверка знаний", "формальность", — тем не менее никуда не уйти от того факта, что экзамен протекает в форме общения двух людей по конкретному делу. Поэтому на экзаменах прежде всего работают законы общения.

Например, если вы внутренне скованы, чрезмерно волнуетесь, то ваше состояние неизбежно будет проявляться, и в поведении. Вы с большей вероятностью начнете запинаться, путать слова, забывать определения, не сможете хорошо сосредоточиться, чтобы понять вопрос и др. Это может вызвать у экзаменатора нетерпение, раздражение, желание быстрее добиться ответа. Реакция экзаменатора в свою очередь вызывает у студента усиление напряжения и тревоги, что приводит к отрицательным последствиям.

Поэтому старайтесь воспринимать экзамен не как "божье наказание", а как общение по делу. А это общение будет продуктивным, если вы направите энергию, затраченную на переживания ("душа уходит в пятки"), на работу мысли, памяти, внимания.

Опрос, проведенный среди студентов первого курса до первой сессии, показал, что даже те студенты, которые чувствуют уверенность в своих знаниях, представляют экзамены в черном свете. Существуют представления (почти предрассудки), что на экзаменах преподаватели задают вопросы, "которых не было в лекциях" и которые "вообще проходят на старших курсах" что они только о том и думают, как бы побыстрее засыпать студента; что процесс взаимодействия не предполагает нормальных человеческих отношений, и им нельзя управлять студенту.

Однако это не так.

Здравый смысл подсказывает, что с человеком, который держится спокойно и с достоинством, общаться легче и приятнее, и это, при прочих равных условиях, — благоприятный фактор для успешной сдачи экзамена.

Если вы на лекциях, семинарах, в личном взаимодействии "привыкли" к преподавателю, поняли особенности его поведения, то будет легко поддерживать оптимальный диалог и при ответе на экзаменах.

Первокурсники нередко представляют себе процесс взаимодействия на экзаменах по аналогии с ситуацией опроса на "детекторе лжи": быстрые вопросы и моментальные ответы. И многие даже не предполагают, что этот процесс можно регулировать. Например, с помощью таких фраз:

— Можно я немного подумаю и тогда отвечу .?

—Спросите, пожалуйста, еще .

—Я не совсем понял вопрос, повторите, пожалуйста .

—Извините, я что-то разволновался, повторите Ваш вопрос .

—Извините, формула (определение, мысль, вывод) "выпала", я сейчас вспомню (еще раз подумаю) .

—Да, я действительно здесь не додумал, можно посижу, подумаю .

Итак, как вы уже наверное поняли, экзамен требует не только конкретных знаний, но и существенной психологической подготовки. И эта подготовка всегда надежнее и выгоднее, чем набор трюков, рассчитанных на то, чтобы обмануть преподавателя, или надежда на счастливый случай.

В заключение этой главы хотелось бы сказать, что от того, с чего начнется ваше пребывание в вузе, как будут складываться ваши отношения, зависит дальнейшее становление вас как специалиста. Мы попытались обратить ваше внимание на некоторые проблемы, которые встречаются в жизни первокурсника. Конечно, они в различной степени значимы для разных студентов. Кто-то увидит в нашей информации откровение, кому-то она покажется банальной или недостаточно конкретной. Но мы надеемся, что каждый студент сможет найти в этой информации полезное для себя, что поможет ему сориентироваться в вузовской жизни и преодолеть трудности первого года обучения.


Почему бы не помочь себе?
Если человек оказывается в незнакомой местности, он обращается к другим людям за помощью и спрашивает, как найти дорогу. Логично было бы предположить, что и первокурсник, не имея "карты местности", активно интересуется, как выйти на нужное направление: задает вопросы преподавателям, обсуждает свои проблемы с однокурсниками, ко ...

Программа по коррекционной работе и сглаживанию последствий социальной депривации.
Данная программа описывает опыт работы с детьми (в возрасте от 2 до 4 лет), получивших тяжелые психотравмы в раннем детстве (жестокое обращение, свидетельство тяжелых преступлений, разлука с близкими или их смерть). Эти дети воспитывались в Специализированном доме ребенка г. Воркуты. У всех детей отмечается задержка психо-речевого разви ...

Приложения
Приложение А Сводная таблица данных по методике Р. Кеттелла Испытуемые В С E F G M Проскурина 9(7) 11(4) 9(3) 17(8) 17(6) 13(7) Подгрушная 9(7) 17(8) 8(3) 17(8) 14(4) 13(7) Лазченко 6(5) 12(5) 8(3) 16(7) 16(6) 10(5) Морозов 6(4) 8(2) ...