Поведение на экзаменах
Какими бы эпитетами мы не "награждали" ситуацию экзамена: "лотерея", "проверка знаний", "формальность", — тем не менее никуда не уйти от того факта, что экзамен протекает в форме общения двух людей по конкретному делу. Поэтому на экзаменах прежде всего работают законы общения.
Например, если вы внутренне скованы, чрезмерно волнуетесь, то ваше состояние неизбежно будет проявляться, и в поведении. Вы с большей вероятностью начнете запинаться, путать слова, забывать определения, не сможете хорошо сосредоточиться, чтобы понять вопрос и др. Это может вызвать у экзаменатора нетерпение, раздражение, желание быстрее добиться ответа. Реакция экзаменатора в свою очередь вызывает у студента усиление напряжения и тревоги, что приводит к отрицательным последствиям.
Поэтому старайтесь воспринимать экзамен не как "божье наказание", а как общение по делу. А это общение будет продуктивным, если вы направите энергию, затраченную на переживания ("душа уходит в пятки"), на работу мысли, памяти, внимания.
Опрос, проведенный среди студентов первого курса до первой сессии, показал, что даже те студенты, которые чувствуют уверенность в своих знаниях, представляют экзамены в черном свете. Существуют представления (почти предрассудки), что на экзаменах преподаватели задают вопросы, "которых не было в лекциях" и которые "вообще проходят на старших курсах" что они только о том и думают, как бы побыстрее засыпать студента; что процесс взаимодействия не предполагает нормальных человеческих отношений, и им нельзя управлять студенту.
Однако это не так.
Здравый смысл подсказывает, что с человеком, который держится спокойно и с достоинством, общаться легче и приятнее, и это, при прочих равных условиях, — благоприятный фактор для успешной сдачи экзамена.
Если вы на лекциях, семинарах, в личном взаимодействии "привыкли" к преподавателю, поняли особенности его поведения, то будет легко поддерживать оптимальный диалог и при ответе на экзаменах.
Первокурсники нередко представляют себе процесс взаимодействия на экзаменах по аналогии с ситуацией опроса на "детекторе лжи": быстрые вопросы и моментальные ответы. И многие даже не предполагают, что этот процесс можно регулировать. Например, с помощью таких фраз:
— Можно я немного подумаю и тогда отвечу .?
—Спросите, пожалуйста, еще .
—Я не совсем понял вопрос, повторите, пожалуйста .
—Извините, я что-то разволновался, повторите Ваш вопрос .
—Извините, формула (определение, мысль, вывод) "выпала", я сейчас вспомню (еще раз подумаю) .
—Да, я действительно здесь не додумал, можно посижу, подумаю .
Итак, как вы уже наверное поняли, экзамен требует не только конкретных знаний, но и существенной психологической подготовки. И эта подготовка всегда надежнее и выгоднее, чем набор трюков, рассчитанных на то, чтобы обмануть преподавателя, или надежда на счастливый случай.
В заключение этой главы хотелось бы сказать, что от того, с чего начнется ваше пребывание в вузе, как будут складываться ваши отношения, зависит дальнейшее становление вас как специалиста. Мы попытались обратить ваше внимание на некоторые проблемы, которые встречаются в жизни первокурсника. Конечно, они в различной степени значимы для разных студентов. Кто-то увидит в нашей информации откровение, кому-то она покажется банальной или недостаточно конкретной. Но мы надеемся, что каждый студент сможет найти в этой информации полезное для себя, что поможет ему сориентироваться в вузовской жизни и преодолеть трудности первого года обучения.
Пути
повышения мотивационного климата педагогического коллектива
Проведенное исследование показало, что мотивационный климат включает в себя как благоприятные, так и негативные характеристики. Для поддержания благоприятного мотивационного климата необходимо управлять мотивацией персонала. Можно предложить пути решения данной проблемы как показано в таблице
Таблица 3
Управление мотивацией профессион ...
Типология лидеров.
Существует 3 основные деления лидеров.
1. «Вожак»
- люди, обладающие природными харизматическими способностями, даром внушения и убеждения. Влияют словом и личным примером на подавляющее большинство группы ( 90 - 100 % ).
2. Лидер
- люди, обладающие способностями убеждения и мотивации других в первую очередь собственным примеро ...
Самооценка как эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции
Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных, представлений о себе. Понятие самооценки, наоборот непосредственно связаны с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Например, осознание человеком того, чт ...