Законы памятиСтраница 1
Законами памяти называются общие закономерности, которые характеризуют устройство и работу памяти человека.
Если имеется в виду закон запоминания материала, то под ним понимается определенная последовательность действий, в результате которой соответствующий материал запоминается человеком. Если речь идет о законе забывания материала, то под ним понимается закономерно идущий процесс забывания.
Зная законы памяти человека, можно глубже понять, как она устроена и работает, а пользуясь ими, улучшить свою память.
Закон ассоциаций.
Чем больше разнообразных связей или ассоциаций будет выявлено между частями сложно устроенного материала в процессе его анализа, а также чем больше связей или ассоциаций будет установлено между запоминаемым и уже известным человеку материалом, тем быстрее и лучше вновь воспринимаемый материал запомнится, дольше сохранится в памяти и легче припомнится в нужный момент [16].
Различают три вида ассоциаций:
1. Ассоциация по смежности: элементарный вид связи без существенной переработки информации.
2. Ассоциация по контрасту: связь двух противоположных явлений. Этот вид связей основан уже на логическом приеме противопоставления.
3. Ассоциации по сходству. Требуют сложной переработки полученной информации, выделения существенных признаков воспринимаемого объекта, обобщения и сопоставления с тем, что хранится в памяти. Объектами ассоциации по сходству могут быть не только наглядные образы, но и понятия, суждения, умозаключения [16, 24].
В долговременной памяти человека почти весь материал, который там хранится и может быть припомнен, находится в связанном или ассоциированном виде.
При хорошо ассоциативно организованной памяти человека достаточно вспомнить любой хранящийся там фрагмент, чтобы по соответствующим ассоциациям или связям найти то, что требуется. Когда человек с трудом что-то припоминает, это означает, что связи или ассоциации трудно припоминаемого с тем, что вспоминается легко, являются достаточно слабыми. Если человек вообще не в состоянии что-либо вспомнить, то связи припоминаемого с другим материалом, который может быть припомнен, утрачены [16].
Закон связи памяти с мышлением.
Память человека на высших уровнях ее развития тесным образом связана с мышлением человека. Чем больше человек размышляет над запоминаемым материалом, тем лучше и быстрее данный материал запоминается. Иногда вообще достаточно подумать над материалом, чтобы запомнить, и не требуется прилагать каких-либо дополнительных усилий для запоминания.
Формы мышления над запоминаемым материалом могут быть самые разные:
– просто мысли, которые первыми приходят в голову по аналогии с запоминаемым материалом; попытки глубже понять, осмыслить запоминаемый материал;
– обращение внимания на какую-либо часть или аспект запоминаемого материала;
– попытки представить этот же материал в более компактном виде, например в виде схемы, выражающей его содержание, и т.д.;
– размышление над тем, какие выводы могут следовать из данного материала.
Чем больше и глубже размышляет человек над материалом, тем лучше он запоминается. При этом формы мышления сами по себе не имеют существенного значения: все они способствуют запоминанию соответствующего материала [16, 23].
Закон связи памяти с воображением.
Образное представление или активное включение воображения в процесс запоминания материала почти всегда улучшает запоминание и припоминание соответствующего материала.
Усилия, направленные на развитие воображения и образной памяти, способствуют улучшению памяти человека в целом.
Закон связи памяти с эмоциями.
Чем более выраженную эмоциональную реакцию у человека вызывает тот или иной материал, тем лучше и прочнее он запоминается. То, что не вызывает никакой эмоциональной реакции, то есть совершенно безразлично для человека, не запоминается им вообще или запоминается с большим трудом.
Сильные эмоциональные переживания, связанные с опытом раннего детства, почти всегда способствуют тому, что человек прочно, надолго, иногда на всю жизнь запоминает связанные с соответствующими переживаниями события, причем происходит это само собой, автоматически.
Данный закон относится в основном к запоминанию и сохранению информации в памяти человека. Что же касается припоминания, то здесь он работает дифференцированно: человек легче и лучше припоминает то, что связано с положительными эмоциями, и с гораздо большим трудом припоминает то, что связано с отрицательными эмоциями. Последнее объясняется действием психологического защитного механизма вытеснения. Механизм вытеснения выражается в том, что из содержания сознания человека автоматически удаляется неприятная для него информация, порождающая отрицательные эмоции и вызывающая у человека состояние тревоги [23].
Закон связи памяти с речью.
Перевод информации с языка органов чувств на тот основной язык, которым в качестве средства общения и мышления пользуется человек, обеспечивает, соответственно, перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, способствуя ее запоминанию. Речь принимает участие и в обратном процессе – извлечении информации из долговременной памяти и ее припоминании. Следовательно, использование речи как в процессах запоминания, так и припоминания материала улучшает память человека.
Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия
Если бы вы остановили на улице 50 человек, выбранных наугад, и попросили бы их назвать наиболее важные детерминанты человеческой агрессии, то большинство скорее всего назвало бы единственный термин: фрустрация. Поскольку своим широким распространением это представление обязано нескольким различным источникам, включая и личный опыт челов ...
Мобилизация
Если вы расслабились, отдохнули, то можно сделать упражнения, возвращающие бодрость.
1. Медленно сожмите пальцы в кулак, согните руки в предплечьях, потянитесь (вспомните, как потягивается кошка или собака после сна), при потягивании сделайте глубокий вдох, потом одновременно с быстрым опусканием рук — выдох, откройте глаза, встаньте. ...
Особенности развития познавательной деятельности младших школьниковю Психологические новообразования в младшем школьном возрасте
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действи ...