Psfine

Позитивная психология

Материалы » Последствия социальной депривации у детей » Исследование депривационных нарушений у детей раннего возраста.

Исследование депривационных нарушений у детей раннего возраста.
Страница 1

Развитие любой науки, в том числе и детской психологии, зависит от уровня разработанности методов исследования, т.е. тех путей, средств и способов, с помощью которых добываются научные факты.

Психологический факт - это определенный акт поведения ребенка, в котором проявляются особенности его личности, особенности тех или иных сторон психики. Если мы изучаем группу детей, то в качестве психологического факта могут выступать и акты совместной деятельности группы, проявления общего настроения, акты общения между детьми.

Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной фиксации, регистрации, выявлении психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа. Следовательно, факты интересуют психолога не сами по себе, а как выражение определенных внутренних психологических закономерностей.

Основным принципом психопрофилактической работы является единство лечебного и педагогического процессов. При разработке психопрофилактической коррекционной программы учитываются основные проявления ведущего нарушения, сохранные и компенсаторные возможности ребенка, специфику заболевания или отклонения в развитии, возраст.

Весь комплекс мер по первичной диагностике, коррекции и профилактике поведенческих нарушений мы относим к профилактической реабилитации, принципами которой являются:

1) предупреждение возникновения поведенческих расстройств;

2) раннее выявление нарушений поведения и предупреждение их дальнейшего развития;

3) учет нозологической принадлежности больного;

4) комплексность лечебно-профилактических и коррекционных мероприятий;

5)дифференцированный подход к процессу лечения и занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также типологии поведенческих нарушений;

6)равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе психокоррекционной работы;

7)взаимопроникновение коррекционных и общепедагогических целей;

8)опора на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой системы мер.

В мероприятиях по первичной профилактике поведенческих расстройств трудно переоценить значение системы научно обоснованных и целенаправленных мероприятий по пропаганде общегигиенических и психогигиенических зна­ний. В ней должны найти место и меры, направленные, с одной стороны, на предотвращение экзогенных вредностей, начиная с периода беременности, а с другой стороны - на создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка с первых дней жизни. Характер стимулирования потребности в эмоциях у ребенка (положительных или отрицательных), уход, соблюдение режима, сенсомоторное развитие в ранние периоды жизни - все это создает основу для дальнейшего психического развития.

Один из аспектов системы комплексной работы - психокоррекционный. Коррекционные занятия с детьми раннего возраста проводятся ежедневно по 15 - 20 минут индивидуально или в подгруппах по 3 - 4 человека.

Метод коррекции поведения представляется как планомерный и систематический процесс и осуществляется в 3 этапа; составляется план работы с каждым ребенком, кото­рый основывается на психолого-педагогическом и семейном "диагнозе", включает групповую и индивидуальную игровую терапию в зависимости от этапа коррекции.

Задача первого этапа — вскрыть конфликты и устранить препятствия, мешающие адекватным формам поведения и установлению контакта.

На втором этапе формируются поведенческие стереотипы в соответствии с общепринятыми нормами и возрастом.

На третьем этапе в процессе функциональных тренировок ставится задача научить корректным поведенческим реакциям в различных ситуациях с отрицательными и положительными стимулами.

Коррекция поведения проводится в процессе основного вида деятельности (игровой, учебной) и опирается на индивидуальный уровень развития. Параллельно ведется работа по преодолению задержек развития, которая включает:

Страницы: 1 2


Циклическая модель успешной деятельности
отмечайте обратную связь 1. Решите, что Вам нужно. Без правильно поставленной цели любая деятельность окажется малопродуктивной – успешной или неуспешной она может быть только относительно какого-то критерия. Если вы не знаете, куда идете, дорога будет длинной. 2. Действуйте. Даже сильная мотивация не гарантирует успеха, все в р ...

Основные методы профориентации
Обычно при рассмотрении практической методики выделяют: 1) имитационную модель, где отражается смысл и содержание методики; 2) психотехническую модель, где отражены условия использования методики, а в хорошо описанных методиках и возможные трудности при ее проведении. Имитационная и психотехническая модели относятся к методике как к « ...

Системный анализ определений и психологических теорий любви
Что там, за ветхой занавеской Тьмы? В гаданиях запутались умы. Когда же с треском лопнет занавеска, Увидим все, как ошибались мы. Омар Хайям Частотные словари современных языков свидетельствуют о том, что "любовь" - одно из самых употребляемых слов [91, с.111]. При этом не существует единого точного определения любви, мно ...