Исследование депривационных нарушений у детей раннего возраста.Страница 1
Развитие любой науки, в том числе и детской психологии, зависит от уровня разработанности методов исследования, т.е. тех путей, средств и способов, с помощью которых добываются научные факты.
Психологический факт - это определенный акт поведения ребенка, в котором проявляются особенности его личности, особенности тех или иных сторон психики. Если мы изучаем группу детей, то в качестве психологического факта могут выступать и акты совместной деятельности группы, проявления общего настроения, акты общения между детьми.
Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной фиксации, регистрации, выявлении психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа. Следовательно, факты интересуют психолога не сами по себе, а как выражение определенных внутренних психологических закономерностей.
Основным принципом психопрофилактической работы является единство лечебного и педагогического процессов. При разработке психопрофилактической коррекционной программы учитываются основные проявления ведущего нарушения, сохранные и компенсаторные возможности ребенка, специфику заболевания или отклонения в развитии, возраст.
Весь комплекс мер по первичной диагностике, коррекции и профилактике поведенческих нарушений мы относим к профилактической реабилитации, принципами которой являются:
1) предупреждение возникновения поведенческих расстройств;
2) раннее выявление нарушений поведения и предупреждение их дальнейшего развития;
3) учет нозологической принадлежности больного;
4) комплексность лечебно-профилактических и коррекционных мероприятий;
5)дифференцированный подход к процессу лечения и занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также типологии поведенческих нарушений;
6)равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе психокоррекционной работы;
7)взаимопроникновение коррекционных и общепедагогических целей;
8)опора на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой системы мер.
В мероприятиях по первичной профилактике поведенческих расстройств трудно переоценить значение системы научно обоснованных и целенаправленных мероприятий по пропаганде общегигиенических и психогигиенических знаний. В ней должны найти место и меры, направленные, с одной стороны, на предотвращение экзогенных вредностей, начиная с периода беременности, а с другой стороны - на создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка с первых дней жизни. Характер стимулирования потребности в эмоциях у ребенка (положительных или отрицательных), уход, соблюдение режима, сенсомоторное развитие в ранние периоды жизни - все это создает основу для дальнейшего психического развития.
Один из аспектов системы комплексной работы - психокоррекционный. Коррекционные занятия с детьми раннего возраста проводятся ежедневно по 15 - 20 минут индивидуально или в подгруппах по 3 - 4 человека.
Метод коррекции поведения представляется как планомерный и систематический процесс и осуществляется в 3 этапа; составляется план работы с каждым ребенком, который основывается на психолого-педагогическом и семейном "диагнозе", включает групповую и индивидуальную игровую терапию в зависимости от этапа коррекции.
Задача первого этапа — вскрыть конфликты и устранить препятствия, мешающие адекватным формам поведения и установлению контакта.
На втором этапе формируются поведенческие стереотипы в соответствии с общепринятыми нормами и возрастом.
На третьем этапе в процессе функциональных тренировок ставится задача научить корректным поведенческим реакциям в различных ситуациях с отрицательными и положительными стимулами.
Коррекция поведения проводится в процессе основного вида деятельности (игровой, учебной) и опирается на индивидуальный уровень развития. Параллельно ведется работа по преодолению задержек развития, которая включает:
Приложения
Приложение 1
Индекс жизненного стиля (LSI)
Прочтите следующие утверждения. Эти утверждения описывают чувства, которые человек ОБЫЧНО испытывает, или действия, которые он ОБЫЧНО совершает. Если утверждение Вам не соответствует, поставьте знак «х» в разделе обозначенном «Нет». Если утверждение Вам соответствует, поставьте знак «х» в раз ...
Типы психологических защит
Вытеснение
С позиций психоанализа, вытесненное из сознания переживается, забывается человеком, но сохраняет в бессознательном присущую ему психическую энергию влечения (катаксис). Стремясь вернуться в сознание, вытесненное может ассоциироваться с другим вытесненным материалом, формируя психические комплексы. Со стороны (Эго) требуются ...
Опросник Айзенка
Опросник Г. Айзенка предназначен для выявления экстраверсии - интроверсии, а также определения типа темперамента личности.
Обработав свои ответы, я получил следующие результаты: показатель по шкале экстраверсии - 8, показатель по шкале нейротизма - 7, показатель искренности ответов - 1.
С помощью “Круга Айзенка” я определил, что по ти ...