Psfine

Позитивная психология

Материалы » Последствия социальной депривации у детей » Исследование депривационных нарушений у детей раннего возраста.

Исследование депривационных нарушений у детей раннего возраста.
Страница 1

Развитие любой науки, в том числе и детской психологии, зависит от уровня разработанности методов исследования, т.е. тех путей, средств и способов, с помощью которых добываются научные факты.

Психологический факт - это определенный акт поведения ребенка, в котором проявляются особенности его личности, особенности тех или иных сторон психики. Если мы изучаем группу детей, то в качестве психологического факта могут выступать и акты совместной деятельности группы, проявления общего настроения, акты общения между детьми.

Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной фиксации, регистрации, выявлении психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа. Следовательно, факты интересуют психолога не сами по себе, а как выражение определенных внутренних психологических закономерностей.

Основным принципом психопрофилактической работы является единство лечебного и педагогического процессов. При разработке психопрофилактической коррекционной программы учитываются основные проявления ведущего нарушения, сохранные и компенсаторные возможности ребенка, специфику заболевания или отклонения в развитии, возраст.

Весь комплекс мер по первичной диагностике, коррекции и профилактике поведенческих нарушений мы относим к профилактической реабилитации, принципами которой являются:

1) предупреждение возникновения поведенческих расстройств;

2) раннее выявление нарушений поведения и предупреждение их дальнейшего развития;

3) учет нозологической принадлежности больного;

4) комплексность лечебно-профилактических и коррекционных мероприятий;

5)дифференцированный подход к процессу лечения и занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также типологии поведенческих нарушений;

6)равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе психокоррекционной работы;

7)взаимопроникновение коррекционных и общепедагогических целей;

8)опора на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности проводимой системы мер.

В мероприятиях по первичной профилактике поведенческих расстройств трудно переоценить значение системы научно обоснованных и целенаправленных мероприятий по пропаганде общегигиенических и психогигиенических зна­ний. В ней должны найти место и меры, направленные, с одной стороны, на предотвращение экзогенных вредностей, начиная с периода беременности, а с другой стороны - на создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка с первых дней жизни. Характер стимулирования потребности в эмоциях у ребенка (положительных или отрицательных), уход, соблюдение режима, сенсомоторное развитие в ранние периоды жизни - все это создает основу для дальнейшего психического развития.

Один из аспектов системы комплексной работы - психокоррекционный. Коррекционные занятия с детьми раннего возраста проводятся ежедневно по 15 - 20 минут индивидуально или в подгруппах по 3 - 4 человека.

Метод коррекции поведения представляется как планомерный и систематический процесс и осуществляется в 3 этапа; составляется план работы с каждым ребенком, кото­рый основывается на психолого-педагогическом и семейном "диагнозе", включает групповую и индивидуальную игровую терапию в зависимости от этапа коррекции.

Задача первого этапа — вскрыть конфликты и устранить препятствия, мешающие адекватным формам поведения и установлению контакта.

На втором этапе формируются поведенческие стереотипы в соответствии с общепринятыми нормами и возрастом.

На третьем этапе в процессе функциональных тренировок ставится задача научить корректным поведенческим реакциям в различных ситуациях с отрицательными и положительными стимулами.

Коррекция поведения проводится в процессе основного вида деятельности (игровой, учебной) и опирается на индивидуальный уровень развития. Параллельно ведется работа по преодолению задержек развития, которая включает:

Страницы: 1 2


Вертикальное движение глаз
Вертикальный просмотр текста при чтении возможен только при широком поле четкого видения. Однако важно не только видеть строку целиком, но и понимать ее содержание. В понимании текста при вертикальном прочтении поможет только практика. " Газета-спринт" За 15—20 минут просмотрите четырехстраничную газету с вертикальным движе ...

Принцип уподобления
Залог эффективности контакта – быть таким, как ваш собеседник. Приобщение к «карте реальности» вашего собеседника. Перцептивная карта реальности – уникальная модель восприятия каждого человека, являющаяся результатом его предшествующего опыта, в «правильности» и «очевидности» которого он убежден. Например, оптимисту легче найти общий яз ...

Полоролевая идентичность
Мне кажется, что окончательное формирование полоролевой идентичности является одним из важнейших приобретений и новообразований, появляющихся в подростковом возрасте, т.к. человек, в частности, девочка, в дальнейшем будет выстраивать своё поведение и взаимоотношения со своим и противоположным полом в соответствии с теми стереотипами и п ...