Psfine

Позитивная психология

Материалы » Внимание - его устойчивость и колебания » "Устойчивость внимания по Риссу"

"Устойчивость внимания по Риссу"

Задача исследования: Определение степени устойчивости внимания при его сосредоточении и влиянии длительной работы на концентрацию внимания. Это видоизменение метода, предложенного психотехником Риссом в начале 20-х годов.

Порядок исследования: Испытуемому дается бланк с перепутанными линиями, которые начинаются у левой стороны бланка и заканчиваются у правой. С левой стороны линии пронумерованы цифрами, с правой – буквами. Задача испытуемого – проследить ход каждой линии, и определить какая буква соответствует той или иной цифре.

Инструкция испытуемому: На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Наша задача – проследить каждую линию слева направо и определить, какая буква соответствует той или иной цифре. Вы должны начать с первой линии, потом перейти ко второй и т.д.

Следить за линиями надо только глазами, помогать пальцами и карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок. Приготовьтесь! Начинайте!

Учет и анализ результатов:

· При наблюдении следует отметить, что преобладает у исследуемого: установка на скорость или на точность, уверен ли он в своих действиях, многократно ли себя проверяет, трудно ли сосредоточить внимание на прослеживание линий, появляется ли желание помочь себе каким-нибудь путем (пальцем, карандашом) или выполняет без труда.

При опросе следует установить:

· Что в данном задании было трудным для исследуемого,

· Отчего, он медленно выполнял работу: боялся ли сделать ошибки или иногда сбивался с прослеживании линии и вынужден был возвращаться к началу,

· Считает ли он, что у него много ошибок и чем он может это объяснить.

При определении количественных показателей учитывается время, затраченное исследуемым на нахождении линий. Фиксируется время, за которое исследуемый находит окончание каждой линии по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.). Это дает возможность следить за влиянием упражняемости на выполнение задания исследуемым. Для каждого исследуемого строится график зависимости количества ошибок, просмотренных линий, и кривая упражняемости или утомляемости, где показателем выступает время, затраченное на нахождение каждых 5-ти линий.

Испытуемый № 1

Время выполнения всего задания 2 минуты 30 секунд

При наблюдении было установлено, что у испытуемой преобладает установка на скорость, но и точность у нее высокая, ведь она ни одной ошибки не сделала. Она была абсолютно уверена в своих действиях, и ни разу не перепроверяла свои ответы.

По указанным выше данным, можно предположить, что у испытуемой средняя степень упражняемости.

Испытуемый № 2.

Время выполнения всего задания 1 минута 55 секунд.

Испытуемый очень точно и быстро выполнял задание, очень редко отвлекался. Но иногда, как мы это видим на кривой, на примере резкого отрыва от 8 к 10 секундам, в это время испытуемый пытался помочь себе ручкой. Но через несколько секунд исправился, и нашел нужный конец линии.

Исходя из приведенных выше данных, у испытуемого высокая степень упражняемости.

Сравнение испытуемых: первая испытуемая выполняла задание на много дольше, чем второй испытуемый, возможно, это связано с разницей в возрасте и социальным статусом.


Особенности внимания детей с задержкой психического развития
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети с задержкой психического развития. В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте содер ...

Развитие методологических идей в науке (от философии Античности и Средних веков до современных методологических исследований)
В традиционном понимании методология, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской д ...

Основные методы обращения с людьми. Критика.
Критика бесполезна потому, что она заставляет человека обороняться и, как правило, стремиться оправдать себя. Критика опасна потому, что она наносит удар по его гордыне, задевает чувство собственной значимости и вызывает у него обиду. Вы можете в изобилии найти примеры бесполезности критики на тысячах страниц исторических трудов. Воз ...