Psfine

Позитивная психология

Материалы » Внимание - его устойчивость и колебания » "Устойчивость внимания по Риссу"

"Устойчивость внимания по Риссу"

Задача исследования: Определение степени устойчивости внимания при его сосредоточении и влиянии длительной работы на концентрацию внимания. Это видоизменение метода, предложенного психотехником Риссом в начале 20-х годов.

Порядок исследования: Испытуемому дается бланк с перепутанными линиями, которые начинаются у левой стороны бланка и заканчиваются у правой. С левой стороны линии пронумерованы цифрами, с правой – буквами. Задача испытуемого – проследить ход каждой линии, и определить какая буква соответствует той или иной цифре.

Инструкция испытуемому: На бланке Вы видите ряд линий, перепутанных между собой. Наша задача – проследить каждую линию слева направо и определить, какая буква соответствует той или иной цифре. Вы должны начать с первой линии, потом перейти ко второй и т.д.

Следить за линиями надо только глазами, помогать пальцами и карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок. Приготовьтесь! Начинайте!

Учет и анализ результатов:

· При наблюдении следует отметить, что преобладает у исследуемого: установка на скорость или на точность, уверен ли он в своих действиях, многократно ли себя проверяет, трудно ли сосредоточить внимание на прослеживание линий, появляется ли желание помочь себе каким-нибудь путем (пальцем, карандашом) или выполняет без труда.

При опросе следует установить:

· Что в данном задании было трудным для исследуемого,

· Отчего, он медленно выполнял работу: боялся ли сделать ошибки или иногда сбивался с прослеживании линии и вынужден был возвращаться к началу,

· Считает ли он, что у него много ошибок и чем он может это объяснить.

При определении количественных показателей учитывается время, затраченное исследуемым на нахождении линий. Фиксируется время, за которое исследуемый находит окончание каждой линии по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.). Это дает возможность следить за влиянием упражняемости на выполнение задания исследуемым. Для каждого исследуемого строится график зависимости количества ошибок, просмотренных линий, и кривая упражняемости или утомляемости, где показателем выступает время, затраченное на нахождение каждых 5-ти линий.

Испытуемый № 1

Время выполнения всего задания 2 минуты 30 секунд

При наблюдении было установлено, что у испытуемой преобладает установка на скорость, но и точность у нее высокая, ведь она ни одной ошибки не сделала. Она была абсолютно уверена в своих действиях, и ни разу не перепроверяла свои ответы.

По указанным выше данным, можно предположить, что у испытуемой средняя степень упражняемости.

Испытуемый № 2.

Время выполнения всего задания 1 минута 55 секунд.

Испытуемый очень точно и быстро выполнял задание, очень редко отвлекался. Но иногда, как мы это видим на кривой, на примере резкого отрыва от 8 к 10 секундам, в это время испытуемый пытался помочь себе ручкой. Но через несколько секунд исправился, и нашел нужный конец линии.

Исходя из приведенных выше данных, у испытуемого высокая степень упражняемости.

Сравнение испытуемых: первая испытуемая выполняла задание на много дольше, чем второй испытуемый, возможно, это связано с разницей в возрасте и социальным статусом.


Виды внимания
Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из основания, по которым обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напря ...

Словарь основных понятий по курсу «Методологические основы психологии» [8]
Аналитическая психология - система взглядов швейцарского психолога К.Г.Юнга, в которой как и в концепции психоанализа Фрейда, придается особое значение бессознательному. Однако наряду с его личной формой существования выделяется и коллективное бессознательное как автономное психическое явление, а в концепции бессознательного особое мест ...

Сущность общения
Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и тольк ...