Psfine

Позитивная психология

Материалы » Причины, диагностика и коррекция одиночества личности » Индивидуально-психологические особенности одинокой личности

Индивидуально-психологические особенности одинокой личности
Страница 2

Однако и слишком тесная привязанность и зависимость ребенка, особенно мальчика, от матери нередко играет отрицательную роль, сковывая его инициативу в установлении контактов со сверстниками. Кроме того, низкая общительность, затрудняющая завязывание новых знакомств и тем самым суживающая круг потенциально близких людей, очень часто, особенно в юности, коренится просто в отсутствии необходимых знаний и навыков общения. Ситуация встречи, знакомства с новым человеком психологически далеко не проста. Нужно как-то представить, «подать» себя и одновременно оценить поведение и характер притязаний другого. Кроме того, многие важные личные отношения, например, ухаживание, предполагают соблюдение неписаного, не всегда однозначного, но тем не менее обязательного ритуала. Молодой человек, не уверенный в своем умении, чувствует себя в подобных ситуациях неловко, а избыточный самоконтроль делает его поведение скованным и неестественным. С возрастом многие из этих коммуникативных трудностей проходят или компенсируются, но память о них иногда устойчиво снижает уверенность человека, побуждая его избегать напряженных и потенциально травмирующих ситуаций общения, что, естественно, повышает вероятность одиночества.

Но ведь и уровень общительности сам по себе ни о чем не говорит. Общительность очень часто бывает поверхностная, не снимающая чувства одиночества, а лишь маскирующая его. То есть общительность только тогда противостоит одиночеству, когда о нем можно сказать словами Ф. Тютчева: это – «союз души с душой родной», когда происходит самораскрытие.

Самораскрытие, сознательное и добровольное открытие другому своего «Я» как одна из фундаментальных потребностей личности стало предметом специальных психологических исследований только в середине 60-х годов. Вначале ее изучали главным образом количественно, исходя из предположения, что высокое самораскрытие играет положительную, а низкое – отрицательную роль в жизни человека, оно-то и обрекает его на одиночество и другие неприятности.

Известно, что откровенность и доверие большей частью вызывает ответный отклик. Но почему так происходит? Одни психологи объясняли это тем, что доверие вызывает симпатию к тому, кто оказал вам доверие, - отсюда и взаимная откровенность. Другие апеллируют к принципу справедливости, поскольку чужая откровенность считается ценной, человек, выслушавший исповедь другого, чувствует себя обязательным отплатить той же монетой, независимо от своей симпатии к партнеру. Третьи связывают взаимность, главным образом, с механизмами подражания и подкрепления: откровенность является положительным стимулом, на который и реагирует взаимным самораскрытием. Однако и это – только начало сложностей. Ведь самораскрытие в одном случае может быть средством для эмоциональной разрядки, так сказать, «трамвайной откровенностью», в другом – самопознанием, прояснением своих чувств и убеждений. В третьем – вызвано желанием, получить одобрение, в четвертом - способом укрепления личных отношений и т.д. Немаловажен и фактор своевременности. Хотя в принципе откровенность обычно воспринимается положительно, слишком полное или поспешное самораскрытие, не учитывающее особенностей собеседника и приемлемого для него уровня диалога, воспринимается как нарушение интимности, бесстыдности или вторжение во внутренний мир.

В одном психологическом эксперименте людям предлагали выбрать тип личности, с которой они хотели бы совместно работать и проводить досуг. Как правило, независимо от собственных качеств, все предпочли экстравертный, «общительный» тип. Но когда надо было «выбрать» не просто сослуживца или компаньона для пикника, а друга, картина резко изменилась: предпочитали интровертов. Парадоксальная ситуация: существует психологическая предрасположенность к одиночеству, обусловленная устойчивыми свойствами личности, однако, эти свойства, интровертность например, могут и притягивать людей – освобождать именно от «пут одиночества».

Страницы: 1 2 3 4


Анализ базы проводимого исследования
Базой опытно экспериментальной работы для меня стала МОУ, средняя общеобразовательная школа №12 г. Минусинска. На момент начала исследования (2007-2008 учебный год) в ней обучалось 890 учащихся, из них 350 учащихся старших и средних классов. Моя деятельность в данном учреждении состояла из трех этапов. Первый этап – констатирующий. ...

Экспериментальное изучение профессионально-личностной позиции педагога. Ход и методы исследования
Цель экспериментальной работы - выявление профессиональной и личностной позиции педагога. Эмпирической базой исследования являлись школы г. Калуги и Калужской области. Выборка для исследования – 28 человек. В эксперименте принимали участие преподаватели вуза и педагоги школ. Исследование проводилось в течение пяти месяцев. В ходе иссл ...

Организация и методы исследования
Проводилось исследование особенностей влияния тренинга общения на социальный статус личности школьника с целью изучения возможности применения тренинга общения как формы оказания психологической помощи. В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: необходимо оказывать психологическую помощь школьникам для повышения ...