Psfine

Позитивная психология

Материалы » Причины, диагностика и коррекция одиночества личности » Индивидуально-психологические особенности одинокой личности

Индивидуально-психологические особенности одинокой личности
Страница 3

По данным Леонарда М. Хоровица, Риты де С. Френч и Кейга А. Андерсона, проводившие исследования среди американских студентов, чаще других одиночество испытывают люди слабые и неуверенные в собственных силах. Вот шесть основных объяснений, приводимых студентами, для объяснения своего одиночества:

- я не очень стараюсь познакомиться с новыми людьми;

- мне не удается знакомиться с людьми;

- у меня нет тех личностных качеств, которые необходимы для знакомства с новыми людьми;

- я пользуюсь неверной стратегией, чтобы познакомиться;

- я, обычно, не в том настроении, чтобы знакомиться;

- есть множество других обстоятельств, мешающих знакомству.

Не сложно заметить, что все эти доводы – признаки собственной несостоятельности. Все шесть объяснений, довольно категоричны. «Мне не удается…», «У меня нет…», «Я, обычно,…» – однозначные штампы. Вряд ли, если задать вопрос: «А сколько раз вы пытались?», или «Как часто у вас не получалось?» респонденты вспомнят хотя бы десяток подобных случаев. Срабатывает принцип социального научения.

Есть определенный, сформированный социумом образ того, каким должно быть знакомство. В случае неоднократного несоответствия такому стандарту, возникает чувство неуверенности или неполноценности. Хотя, никто из них не думает о том, что даже попытка знакомства или взаимодействия – это уже знакомство. Вас знают, вы существуете, вы замечены и пусть это знакомство не соответствует общепринятым стандартам – все же это начало, а дальше необходимо, не обременяясь «заученными формулами» развивать и растить отношения. Возможно они будут самыми особенными и непохожими на другие.

Неуверенность в себе, восприимчивость к чужим мнениям и суждениям, формируют стиль и образ поведения, ограничивающий количество социальных контактов или делающих их неполноценными, что затрудняет получение ожидаемой оценки, что может спровоцировать переживание одиночества.

С другой стороны Дэниел Рассел, отмечает, что среди объяснений собственного одиночества, студенты отмечают такие, как:

- никто из окружающих не разделяет моих интересов и мыслей;

- никто не знает меня по-настоящему;

- я могу найти друзей, если захочу;

- люди вокруг меня, но не со мной.

Люди, не испытывающие недостатка общения, уверенные в своих силах и способностях, льстящие себя иллюзией, считают, что снизойди они до общего уровня, и от друзей не будет отбоя – все эти люди так же одиноки. Высокомерие, надменность, пренебрежение к общепринятым нормам и правилам, так же как и неуверенность в себе, формирует особое, не одобряемое окружающими отношение к людям, что также затрудняет социальные контакты и ведет к одиночеству.

Любой стиль поведения, образ мыслей, система взглядов, идущие в разрез с привычными социальными моделями общения, определяют специфический стиль поведения индивида и затрудняет получение адекватной, ожидаемой оценки.

Однако, моделей общения может быть несколько, и неприемлемость поведения в одной может соответствовать правилам другой модели. Необходимо обладать достаточной психологической гибкостью, чтобы неоднократно «переключаться с одного образа на другой, во избежание дефицита внимания к собственной персоне. Закостенелость и упрямство могут быть полезными в определенных ситуациях, но могут сослужить и плохую службу.

Маски, которые мы одеваем и по мере необходимости меняем по многу раз на день, иссушают психику. Необходимость постоянно быть другим, не «самим собой», постоянно соответствовать наученному стереотипу, ожидаемому образу сжигает и обесценивает наш внутренний мир. Лицедейство, избавляя от одиночества, девальвирует и истощает личность. Человек не одинокий – человек уставший.

Здесь следует перейти к личностям, переживающим желаемое одиночество. Люди. Стремящиеся испытать одиночество – это те, кто в силу обстоятельств получают в свой адрес оценку больше, нежели ожидают. Подобные ситуации говорят о внутреннем конфликте и смене ценностей личности. Общество продолжает воспринимать и оценивать индивида прежними, привычными и общепринятыми стандартами, которые им не ожидаются и которым он пересыщается.

Страницы: 1 2 3 4


Методы исследования
1. Методика диагностики уровня личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера, в адаптации Ю.Л. Ханина. Для психологического диагностирования уровня личностной тревожности подростков в работе была использована методика диагностики уровня личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, предназначена для изучения тревожности ...

Проведение психодиагностической работы
Далее была проведена индивидуальная психодиагностическая работа с учащимися 2 «А» класса. Всего в исследовании приняли участие 23 ученика, в возрасте 8 лет. Экспериментальное исследование включало в себя методики А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов» [11] и «Память на числа»[12] для исследования долговременной и кратковременной памяти школьн ...

Планирование или регулирование?
После того, как определены основные занятия и известно сколько времени занимает каждое из них — пора приступить к планированию. Планирование часто представляется целью всей работы, основным завершающим звеном. Всем, кто приступал к планированию, кажется, что если будет план, то исчезнет проблема выбора дел и жизнь станет упорядоченной. ...