Psfine

Позитивная психология

Материалы » Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределение старшеклассников » Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения старшеклассников

Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения старшеклассников
Страница 3

Наиболее подробно данный теоретический и практический материал для работы со старшеклассниками представлен в книгах Н.С. Пряжникова и Е.Ю. Пряжниковой «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников.» [17], Н.С. Пряжникова «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники» [16], М.Ю. Савченко, «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» [27], а также Ю. Тюшева «Выбор профессии» [30], программе предпрофильной подготовки Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии»[26], С.Н. Чистяковой «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников» [31].

Проведем краткий обзор некоторых выше перечисленных программ.

Н.С. Пряжников

в своей книге «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11классы)»

предлагает активизирующие методики для использования профориентационных занятий, тематических классных часов, индивидуальных консультаций. Методики сгруппированы по разделам:

- для работы с классом(20-25 человек)

-с группой(10-15 человек)

-с группой (3-6 человек)

-для индивидуальной консультации.

Здесь даны научно-методические основы школьной профориентации, с учетом современных тенденций в школьном образовании, о необходимости первичного профессионального самоопределения учащихся в процессе профильного обучения и предпрофильной подготовки, даны оригинальные (авторские) игры, упражнения, опросы, дискуссии. Игровые профориентационные упражнения основаны на весьма эффективной методике. Участники рассаживаются в круг (по 8—15 чел.), что делает упражнения внешне похожими на занятия психотерапевтических групп.

Н.С. Пряжников предлагает следующие игровые профориентационные упражнения: «Профессия на букву .»[16,с.156], «Автопортрет»[16,с.161], «Человек-профессия»[16,с.160]. По утверждению Н.С.Пряжникова, карточные профконсультационные методики являются высокоэффективными технологиями. Главные их достоинства — предметность поискового действия и возможность оперативного составления из карточек образов моделируемых объектов. Данная технология весьма продуктивна при проектировании профессиональной судьбы. Важной особенностью проведения карточных консультационных игр является их высокая динамичность, позволяющая охватывать моделируемую жизнь в целостности, а не рассматривать частные вопросы.

Важной особенностью предлагаемых методик является то, что большинство методик психологи могут модифицировать и использовать в зависимости от конкретных ситуаций, т.е. они не являются строго стандартизированными.

Г.В. Резапкина «Психология и выбор профессии».

В этом учебно-методическом пособии содержатся подробные конспекты занятий, включающие надежные профдиагностические методики, деловые и ролевые игры, проблемно - поисковые задачи, элементы исследовательской и проектной деятельности и профинформационные материалы. В комплект входит Рабочая тетрадь учащегося, что влияет на эффективность занятий.

Эта программа разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения. Программа рассчитана на 1 год при одном уроке в неделю. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных модуля, по принципу один модуль – одна четверть:

I четверть. Что я знаю о своих возможностях.

II четверть. Что я знаю профессиях.

III четверть. Способности и профессиональная пригодность.

IV четверть. Планирование профессиональной карьеры.

Цель программы: формирование психологической готовности старшеклассника к профессиональной карьере.

«Основная задача курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мирра профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии» [26, c.6].

Савченко М.Ю. «Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы».

В этом пособии дан практический материал для работы со старшеклассниками в виде:

- сценариев занятий по профориентации;

- групповых занятий (cоциально-психологических тренингов);

Страницы: 1 2 3 4 5


Впечатления о первом семестре
Давайте рассмотрим на примере исследования, проведенного в Новосибирском университете, общую динамику состояний и проблем, с которым встречаются студенты в первом, наиболее сложном семестре. Внешне дело обстоит просто и буднично: лекции, семинары, контрольные недели, лабораторные занятия, зачеты, экзамены. Однако за этой будничностью ...

Приложения
Приложение А Упражнения для средней группы (4-5 лет) 1. «Мысленная картинка» Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе. 2. «Какие девочки, – какие мальчики» Ведущий бросает детям мячик, называя поочередно то качество ...

Недобросовестные (манипулятивные) приемы ведения переговоров и противодействие им
Общее правило противодействия манипулятивным приемам включает в себя три основных компонента: 1.Распознать тактику партнера. 2.Открыто поставить о ней вопрос. 3.Обсудить ее (подвергнуть сомнению законность, правомерность, желательность). Сделав это, вы, скорее всего, сможете противостоять тактике недобросовестных участников перегово ...