Psfine

Позитивная психология

Материалы » Состояние установок толерантного поведения у современного подростка » Состояние установок толерантного поведения у учащихся 6–9 классов МОУ СОШ №7 г. Сегежи. Диагностическое исследование степени коммуникативной толерантности у подростков (по В.В. Бойко)

Состояние установок толерантного поведения у учащихся 6–9 классов МОУ СОШ №7 г. Сегежи. Диагностическое исследование степени коммуникативной толерантности у подростков (по В.В. Бойко)
Страница 1

Путь к толерантности – это серьезный, эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

Наиболее актуален процесс формирования толерантных представлений, на наш взгляд, в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности[6].

В этом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому.

Наше первоначальное исследование сформированности толерантных представлений у подростков проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Сегежи. В нем приняли участие учащиеся 6–8 классов. В ходе исследования были использованы тесты коммуникативной толерантности и выраженности эмпатических способностей В.В. Бойко на определение уровня толерантности.

Тест коммуникативной толерантности разработан Бойко В.В., применяется с 1998 г. и позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.

Испытуемым предоставляется возможность совершить экскурс в многообразие человеческих отношений. С этой целью учащимся предлагается оценить себя в девяти предложенных несложных ситуациях взаимодействия с другими людьми. При ответе важна первая реакция. Напоминается, что нет плохих или хороших ответов. Отвечать надо, долго не раздумывая, не пропуская вопросы. Ответы следует проставлять знаками «+» или «–».

Мера согласия с суждениями выражается следующим образом:

- 0 – баллов – совсем неверно,

- 1 – верно в некоторой степени (несильно),

- 2 – верно в значительной степени (значительно),

- 3 – верно в высшей степени (очень сильно).

Испытуемым предлагается проверить себя: насколько они способны принимать или не принимать индивидуальности встречающихся им людей. Ниже приводятся суждения; подросткам предлагается воспользоваться оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны вопросы по отношению лично к ним.

Девять ситуаций:

1) Медлительные люди обычно действуют мне на нервы

Меня раздражают суетливые, непоседливые люди

Шумные детские игры переношу с трудом

Оригинальные, нестандартные, яркие личности обычно действуют на меня отрицательно

Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня

2) Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник

Меня раздражают любители поговорить

Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу

Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры

Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня

3) Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, наряды)

Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством

Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне

Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу

Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем

4) Считаю, что на грубость надо отвечать тем же

Мне трудно скрыть, если человек чем-либо неприятен

Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем

Мне неприятны самоуверенные люди

Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте

5) Я имею привычку поучать окружающих

Невоспитанные люди возмущают меня

Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо

Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания

Я люблю командовать близкими

6) Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах

Страницы: 1 2 3


Изучение самооценки младших школьников в учебной деятельности
Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний как одна из центральных задач школы на современном этапе делает особо значимой проблему формирования активной позиции учащегося в учебном процессе, превращения его в подлинного субъекта учебной деятельности. Последнее требует умения всесторонне и объективно оценить ос ...

Вариации шкал социальной ответственности
Шкалы для измерения ответственности личности представлены в ряде популярных многофакторных личностных вопросников: шкала социальной ответственности в Миннесотском многофакторном личностном опроснике, фактор G в опроснике Кеттела. Созданы также специальные шкалы, позволяющие измерить социальную ответственность личности, например, шкала о ...

Общая характеристика самооценки учащихся начальной школы. Исследование самосознания в трудах отечественных и зарубежных психологов
А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа. Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъекти ...