Учебное общение
Если воспринимать занятие как деловое общение преподавателей и студентов, то понятно, что эффективность этого общения зависит от участия в нем представителей обеих сторон.
Однако у многих студентов есть представление о том, что в общении с преподавателем им отведена пассивная роль, что они являются чем-то вроде регистрирующих устройств: их основная задача заключается в записывании, запоминании, укладывании на "умственные полочки" информации, которая потребуется для сдачи экзаменов. При такой позиции вся ответственность ложится на преподавателей, которые должны:
— знать, что, как и когда давать студенту;
— как настроить студента, чтобы он мог работать как "регистрирующее устройство";
— находить "ключик" к каждому студенту;
— заменять ему родителей и любимых учителей.
А если студент испытывает трудности в учебе или не успевает, то это не его вина — значит, преподаватель недосмотрел. Такая позиция удобна, если целью является самооправдание, а не успешная учебная деятельность. Как же следует поступать студентам, чтобы взаимодействие с преподавателем было эффективным?
Рассмотрим самую типичную учебную ситуацию: преподаватель делает паузу после довольно продолжительного монолога, выжидательно смотрит на студентов и спрашивает: "Понятно?". Он ждет, что студенты сейчас начнут задавать вопросы, уточнять, просить повторить и прочее, т. е. преподаватель надеется на обратную связь, которая будет для него сигналом к дальнейшим действиям (повторить, говорить быстрее или медленнее, уточнить и конкретизировать). Но опыт показывает, что получить от студентов оперативную информацию о степени понимания материала или поведении преподавателя крайне нелегко, или она поступает искаженной. За счет чего бывают искажения? За счет того, что студент находится в позиции "регистрирующего устройства" и при этом опасается показаться менее разбирающимся, чем другие. Поэтому на свой вопрос преподаватель получает чаще всего соглашательские кивки: "Да, понятно", — либо молчание, что, как известно, тоже принимается за согласие. Вместо того, чтобы разбираться по существу, студенты усиленно поддерживают на лице маску — "все понимаю, хватаю на лету". Так происходит дезинформирование преподавателя, а результат оказывается довольно печальным для студентов: преподаватели не склонны расшифровывать "маски" студентов — их внимание сконцентрировано на материале, который надо "пройти весь", и к тому же по ряду причин они тоже склонны оценивать ситуацию, как более благоприятную, чем она есть на самом деле.
Некоторым первокурсникам свойственна особенность, которая может затруднить их общение с преподавателями. Эту особенность можно назвать "комплексом любимчиков". По разным причинам школьные учителя часто испытывают особое отношение к хорошим ученикам (а ведь из них формируются студенты): поощряющее и вместе с тем опекающе-участливое. В вузе преобладает ровное, деловое общение преподавателя со студентами. Такого рода общение не удовлетворяет тех первокурсников, которые еще не готовы принять отношение к себе, как к взрослому человеку, и разделить ответственность с преподавателем. Они требуют большего интереса и внимания к себе и своим проблемам. Недостаточное, на их взгляд, внимание преподавателя вызывает разочарование в нем, приводит к обидам и нарушению отношений, что, в свою очередь, отражается на учебе, настроении и самочувствии.
Итак, из сказанного можно сделать вывод, что к учебным занятиям следует относиться как к совместной деятельности: студент и преподаватель являются взаимозависимыми участниками общения, от взаимопонимания и согласованности действий которых зависит успешность обучения.
Поэтому:
1) знайте фамилию, имя и отчество преподавателя — легче будет при необходимости обратиться к нему;
2) поменьше "умных" лиц и самодостаточных поз — вы учитесь, т. е. идете от незнания к знанию, и не понимать что-либо — это естественно;
3) не ждите, пока преподаватель "заметит", "обратит внимание на вас", "заставит" или "попросит". Задавайте вопросы, уточняйте, переспрашивайте, пока не разберетесь в материале;
4) не стоит превращать взаимодействие с преподавателем в игру "кто кого перехитрит" — в проигрыше всегда останется студент.
Тревожность и эмоциональное выгорание. Понятие тревожности
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д.р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.
Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, пре ...
Приложения
Приложение 1
Мотивация профессионального самоопределения
Таблица 1
Типы жизненных планов старшеклассников
Установки на получение высшего образования
1998 г.
2001 г.
Юноши
Девушки
Всего
Юноши
Девушки
Всего
Я точно знаю, что получу высшее образование, но где еще не решил (абстрактный тип)
Я выбрал ву ...
Дискретная субмодальная система
Зрительные особенности этой системы:
§ способ написания слова (печатные\письменные, заглавные\строчные буквы, ваш\не ваш почерк, ваш сегодняшний\более ранний почерк)
§ характер изображения букв в слове (на плоскости\объемные, из чего ни сделаны)
§ величина букв в слове (большие как на плакатах, средние как на заголовке газеты, малень ...