Учебное общение
Если воспринимать занятие как деловое общение преподавателей и студентов, то понятно, что эффективность этого общения зависит от участия в нем представителей обеих сторон.
Однако у многих студентов есть представление о том, что в общении с преподавателем им отведена пассивная роль, что они являются чем-то вроде регистрирующих устройств: их основная задача заключается в записывании, запоминании, укладывании на "умственные полочки" информации, которая потребуется для сдачи экзаменов. При такой позиции вся ответственность ложится на преподавателей, которые должны:
— знать, что, как и когда давать студенту;
— как настроить студента, чтобы он мог работать как "регистрирующее устройство";
— находить "ключик" к каждому студенту;
— заменять ему родителей и любимых учителей.
А если студент испытывает трудности в учебе или не успевает, то это не его вина — значит, преподаватель недосмотрел. Такая позиция удобна, если целью является самооправдание, а не успешная учебная деятельность. Как же следует поступать студентам, чтобы взаимодействие с преподавателем было эффективным?
Рассмотрим самую типичную учебную ситуацию: преподаватель делает паузу после довольно продолжительного монолога, выжидательно смотрит на студентов и спрашивает: "Понятно?". Он ждет, что студенты сейчас начнут задавать вопросы, уточнять, просить повторить и прочее, т. е. преподаватель надеется на обратную связь, которая будет для него сигналом к дальнейшим действиям (повторить, говорить быстрее или медленнее, уточнить и конкретизировать). Но опыт показывает, что получить от студентов оперативную информацию о степени понимания материала или поведении преподавателя крайне нелегко, или она поступает искаженной. За счет чего бывают искажения? За счет того, что студент находится в позиции "регистрирующего устройства" и при этом опасается показаться менее разбирающимся, чем другие. Поэтому на свой вопрос преподаватель получает чаще всего соглашательские кивки: "Да, понятно", — либо молчание, что, как известно, тоже принимается за согласие. Вместо того, чтобы разбираться по существу, студенты усиленно поддерживают на лице маску — "все понимаю, хватаю на лету". Так происходит дезинформирование преподавателя, а результат оказывается довольно печальным для студентов: преподаватели не склонны расшифровывать "маски" студентов — их внимание сконцентрировано на материале, который надо "пройти весь", и к тому же по ряду причин они тоже склонны оценивать ситуацию, как более благоприятную, чем она есть на самом деле.
Некоторым первокурсникам свойственна особенность, которая может затруднить их общение с преподавателями. Эту особенность можно назвать "комплексом любимчиков". По разным причинам школьные учителя часто испытывают особое отношение к хорошим ученикам (а ведь из них формируются студенты): поощряющее и вместе с тем опекающе-участливое. В вузе преобладает ровное, деловое общение преподавателя со студентами. Такого рода общение не удовлетворяет тех первокурсников, которые еще не готовы принять отношение к себе, как к взрослому человеку, и разделить ответственность с преподавателем. Они требуют большего интереса и внимания к себе и своим проблемам. Недостаточное, на их взгляд, внимание преподавателя вызывает разочарование в нем, приводит к обидам и нарушению отношений, что, в свою очередь, отражается на учебе, настроении и самочувствии.
Итак, из сказанного можно сделать вывод, что к учебным занятиям следует относиться как к совместной деятельности: студент и преподаватель являются взаимозависимыми участниками общения, от взаимопонимания и согласованности действий которых зависит успешность обучения.
Поэтому:
1) знайте фамилию, имя и отчество преподавателя — легче будет при необходимости обратиться к нему;
2) поменьше "умных" лиц и самодостаточных поз — вы учитесь, т. е. идете от незнания к знанию, и не понимать что-либо — это естественно;
3) не ждите, пока преподаватель "заметит", "обратит внимание на вас", "заставит" или "попросит". Задавайте вопросы, уточняйте, переспрашивайте, пока не разберетесь в материале;
4) не стоит превращать взаимодействие с преподавателем в игру "кто кого перехитрит" — в проигрыше всегда останется студент.
Причины проявления страха у детей младшего школьного возраста
Во многих цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: страх отделения от матери, страх животных, темноты, в 6-8 лет – страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей психического развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становится основой для проявления одних ...
Теории эмоций
Одним из первых на внешние проявления эмоциональных явлений, их внешнее проявление в поведении, обратил внимание создатель теории естественного отбора Чарльз Дарвин. В 1872г. ученый опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических я ...
Развитие профориентации в зарубежных странах
Итак, в январе 1908 года в г. Бостоне начало работу первое бюро профориентации молодежи по оказанию помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации
. Затем подобное бюро учредили в Нью-Йорке. Там занимались изучением требований, предъявляемых к человеку разли ...