Psfine

Позитивная психология

Материалы » Развитие памяти и внимания как высших психических функций » Развитие памятию Культурно-историческая теория развития памяти

Развитие памятию Культурно-историческая теория развития памяти
Страница 1

Изучая память культурного человека, мы, собственно, не изучаем изолированную “мнемическую функцию” — мы изучаем всю стратегию, всю технику культурного человека, направленную на закрепление его опыта и развившуюся в течение его собственного культурного созревания.

Л.С.Выготский.

Мы начнём рассматривать проблему развития памяти в рамках культурно-исторической психологии – дисциплины, изучающей роль культуры в психической жизни. Культурно-историческая психология, представителем которой в отечественной психологии является Л.С.Выготский, сфокусирована на глобальной проблеме роли культуры в психическом развитии как в филогенезе (антропогенезе и последующей истории), так и в онтогенезе. [4]

Л.С. Выготский пишет: “Историческое развитие памяти начинается с того момента, как человек переходит впервые от пользования своей памятью, как естественной силой, к господству над ней.” [3]

На первый взгляд кажется абсурдным заявление о том, что человек способен не господствовать над своей памятью. Однако исследования, проведённые М. Коулом, Дж. Гликом и др., направленное на исследование памяти представителей африканского племени кпелле, показали, что они не могли управлять своей памятью, не владели ей.

Представители племени кпелле могли, во-первых, понимать как комплексные, так и категориальные обобщения, а во-вторых, могли воспроизводить материал, пользуясь такими обобщениями. Но при этом им не удавалось самостоятельно организовать запоминаемый материал в удобную для них форму, несмотря на то, что они под руководством экспериментаторов были способны как группировать элементы в соответствии с ситуативными обобщениями, так и использовать собственные понятийные категории.

В рамках культурно-исторического подхода процесс развития памяти рассматривается как переход от непосредственной (натуральной) памяти, присущей животным и маленьким детям, к произвольно регулируемым, опосредствованным знаками, спецефически человеческим формам памяти.

Выготский предположил существование двух линий развития психики – натуральной и культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются натуральные и высшие психические функции.

Непроизвольная память ребенка или дикаря – это пример натуральных, или естественных, психических функций. Ребёнок не может управлять своей памятью: он запоминает то, что “запомнилось”. Натуральные психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе социализации формируются высшие психические функции, а в нашем случае – произвольная память. Превращение натуральных психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками, и носит культурный характер.

Среди “психологических орудий” ведущую роль играет речь. Поэтому речевое опосредование высших психических функций представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

Основные характеристики высших психических функций – опосредованность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие эти функции как “психологические системы” (по определению Л.С. Выготского), которые создаются путем надстройки новых образований над старыми с сохранением последних в виде подчиненных структур внутри нового целого.

Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми (т. е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. По мере формирования высших психических функций происходит превращение внешних средств осуществления функции во внутренние, психологические (интериоризация). В процессе развития высшие психические функции постепенно “свертываются”, автоматизируются. На первых этапах формирования высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы “свертываются”, приобретая характер автоматизированных умственных действий.

Страницы: 1 2


Внешняя и внутренняя толерантность. Интолерантность
Толерантность как результат развития и саморазвития – собственный выбор и позиция, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия системы (индивида, общества). В связи с этим выделяются два вида толерантности: внешняя толерантность (к другим) – убеждение, что другие люди могут иметь свою позицию, способны видеть ве ...

Зарождение коллектива.
Модель группы «Песок». Этот этап свойственен только что созданным группам или тем группам, где люди не могут тесно общаться, проявлять свои искренние чувства. Каждый член группы чувствует некоторое стеснение, защищается, старается повысить свою роль в решении стоящей задачи. Люди стремятся скрыть свои чувства, слабости, пытаются быть ...

Анализ и обсуждение полученных результатов.
Общестатистический анализ. Тревожность         Степень выраженности в выборке   шкалы Низкий уровень тревожности Средний уровень тревожности Высокий уровень тревожности   1.Ситуативная тревожность 4 чел 12.9% 24 чел 77.4% 3 чел 9.6%   2.Личностная тре ...