Psfine

Позитивная психология

Материалы » История социальной помощи глухонемым 19-20 веках » Исторические тенденции благотворительной помощи глухонемым в России под покровительством императорской фамилии ( конец 19 – начало 20 века). Особенности попечительской деятельности Марии Федоровны

Исторические тенденции благотворительной помощи глухонемым в России под покровительством императорской фамилии ( конец 19 – начало 20 века). Особенности попечительской деятельности Марии Федоровны
Страница 1

Действовавшая в императорской России система социальной помощи, основанная на благотворительности, постоянно развивалась. Усилиями власти и общества расширялся круг благотворителей, совершенствовались формы и методы призрения нуждавшихся в социальной помощи, в том числе специализированной. Одной из категорий нуждавшихся в такой помощи являлись глухонемые.

К концу XIX столетия власть и общественность осознали необходимость организации системы социальной и медицинской помощи глухонемым в общегосударственных масштабах. Для решения этой задачи по инициативе вдовствующей императрицы Марии Федоровны в 1898 г. было создано Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухонемых – специализированное благотворительное ведомство для оказания социальной и медицинской помощи глухонемым, глухим, пораженным болезнями слуха и расстройством речи.

Деятельность Попечительства о глухонемых, как единственного в России ведомства для призрения указанной категории нуждающихся, является сравнительно малоизученной проблемой.

Полностью Попечительство о глухонемых называлось «Состоящее под августейшим покровительством их императорских величеств Попечительство государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых».

Попечительство вошло в состав Ведомства учреждений императрицы Марии – одного из особых благотворительных ведомств и комитетов под покровительством императорской фамилии. Включение Попечительства о глухонемых в состав Ведомства императрицы Марии было обусловлено рядом причин. Попечительство вошло в состав Ведомства учреждений императрицы Марии – одного из особых благотворительных ведомств и комитетов под покровительством императорской фамилии.

Боришпольский Е. Об участии земских и городских самоуправлений в деле призрения (обучения) глухонемых // Призрение и благотворительность в России. 1914. № 3-4.С.37-39

Включение Попечительства о глухонемых в состав Ведомства императрицы Марии было обусловлено рядом причин.

В числе учреждений Ведомства действовало единственное в России специализированное учебно-воспитательное детско-юношеское учреждение призрения – Училище глухонемых, созданное в 1806 г. в Павловске и в 1810 г. переведенное в Петербург. Кроме того, в составе Ведомства императрицы Марии успешно действовало образованное в начале 80-х годов XIX в. Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых, осуществлявшее специализированную социальную и медицинскую помощь в масштабах страны слепым и пораженным глазными болезнями.

Опыт этого ведомства использовался при организации помощи глухонемым. Попечительство о глухонемых вошло в состав в Ведомства императрицы Марии, сохранив внутреннюю самостоятельность. «Положение о состоящем под августейшим покровительством их императорских величеств «Попечительстве государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых», установившее правовую основу его деятельности, было утверждено императором 2 мая 1900 г.

«Положение о состоящем под августейшим покровительством их императорских величеств «Попечительстве государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых», установившее правовую основу его деятельности, было утверждено императором 2 мая 1900 г.

Цель деятельности нового ведомства определялась Положением как «…попечение о глухонемых всех возрастов» . Призрение взрослых глухонемых заключалось в создании мастерских, домов трудолюбия для частично трудоспособных, богаделен для немощных, в поисках работы и т.д.

Для «малолетних глухонемых» предполагалось открытие школ, учебных мастерских, приютов, оказание помощи денежными пособиями бедным семьям, в которых проживали глухонемые дети. Кроме того, Попечительство «озабочивалось» созданием курсов по подготовке учителей для школ глухонемых, разработкой методик обучения глухонемых.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Развитие мозговых структур памяти и внимания
Другой аспект развития высших психических функций человека – это развитие мозговых структур, т.е. проблема локализации психических функций. В развитии данного вопроса мы будем опираться на концепцию системной динамической локализации высших психических функций, разработанную А.Р. Лурия и Л. С. Выготским. Согласно теории системной дина ...

Понятие о переговорах. Психологическая сущность переговоров
В современной психологии управления само понятие «переговоры» используется в двух смыслах: широком и узком. Что такое переговоры в широком смысле слова? Это любой обмен информацией с целью принять общее решение. Каждый день супруги, семьи, соседи, начальники, продавцы, организации и даже государства оказываются перед проблемой, как сказ ...

Профессионально-личностная позиция педагога
В литературе понятие педагогической позиции встречается достаточно часто, особенно в исследованиях последнего десятилетия. (А.К. Маркова, А.А. Леонтьев, С.И. Краснов, Р.Г. Каменский и др.). Важным является связь позиции со смысловой стороной деятельности педагога, т.к. именно позиция является определяющей для построения смысла деятельно ...