Возможно ли творчество в обучении?Страница 2
Вы должны научиться предоставлять своим мыслям свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Полезным может оказаться упражнение, называемое свободным ассоциированием. Представьте, что вы озабочены решением какой-либо проблемы. Попробуйте отвлечься от нее. Включите магнитофон в режим записи и начните говорить все, что приходит вам в голову. Отдохните, а потом проанализируйте выданную вам словесную продукцию. Решение проблемы где-то рядом. Однако помните, что такое упражнение имеет смысл уже после долгой работы над данной проблемой, ее тщательного анализа.
Свободное ассоциирование лежит в основе группового решения задач методом "мозгового штурма". Мозговой штурм широко используется для решения разного рода производственных, административных и других задач. Группа людей собирается для "свободного ассоциирования" на заданную тему. Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум. Критика запрещена. Цель — получить как можно больше новых идей, так как чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для выявления по-настоящему хорошей идеи. Идеи тщательно фиксируются и по окончании мозгового штурма критически оцениваются, причем, как правило, другой группой людей.
Творческий процесс можно описывать по-разному. Один из подходов — выделение двух фаз в творческом решении задач:
1) поиск странного и непонятного в том, что хорошо знакомо и известно;
2) превращение странного и непонятного в знакомое и известное.
Обе эти фазы могут быть осуществлены с помощью аналогий. Аналогия всегда рассматривалась как фундаментальная форма мышления, так как многие человеческие действия опираются на аналогию.
Важно подчеркнуть, что инструментом творческой деятельности является сознательное, целенаправленное использование аналогий. Аналогия может быть:
личностной,
прямой (или непосредственной),
символической,
фантастической.
Наибольшее значение придается личностной аналогии. Что это такое? Вы вживаетесь в образ изучаемого объекта, отождествляете себя с ним или с каким-нибудь элементом задачи, пытаетесь на себе ощутить связи и отношения с другими объектами (элементами задачи). Например, химик может отождествиться с молекулой, оставаясь человеческим существом, действующим как молекула, ощущая притяжение и отталкивание других молекул и т. д., и таким образом добираясь до источника неясности в исследуемом предмете и процессе. Направить процесс мышления в эту сторону могут, например, такие вопросы: "Что ощущает данный предмет в данных условиях? Что бы я ощущал, если бы был этим предметом (молекулой, пружиной, планетарной системой) в данных условиях?".
При использовании прямой аналогии
мы ищем сходство между вещами или их комплексами. Находя в окружении похожий предмет, мы можем найти некоторые принципы, которые могут стать ключом к решению искомой задачи.
Символическая аналогия
используется главным образом как способ превращения странного в знакомое. Она позволяет выявить самые глубокие подсознательные ассоциации. Символическая аналогия близка к поэтическому и мифическому восприятию мира.
Хорошими примерами символического отражения научных абстракций являются, например, знаменитый термодинамический "демон Максвелла", "танцующие обезьяны" в бензольном кольце Кекуле или же "злодей из Багдада" в квантовой механике — символический аналог нейтрино.
Фантастическая аналогия
является средством, при использовании которого самые общие и устойчивые научные закономерности признаются недействительными. Эти аналогии запускаются вопросами типа: "Что бы случилось, если бы . ". Классическим примером является здесь рассуждение Эйнштейна о том, что делается в падающем лифте, а также конструирование различных систем неклассической геометрии.
Приведенная нами классификация аналогий основана на методе синектики
. Синектика — это метод решения творческих задач, в основе которого лежит отказ от использования наиболее очевидных и превратившихся в догматы истин. С этой точки зрения, источник творчества и механизм его заключаются в соединении между собой различных и внешне друг с другом не связанных элементов. Именно это положение дало название методу, поскольку синектикус по-гречески — соединяющий, охватывающий; синектацо — соизмерить, охватить. Аналогии являются механизмом творческого процесса и помогают при решении самых сложных задач.
Удочка
Дети становятся в круг, взрослый в центре. В руках у него шнур длиной около метра с привязанным на конце мягким мячиком или набивным мешочком. По сигналу: "Ловлю!" - взрослый вращает шнур, постепенно его удлиняя так, чтобы мешочек попал под ноги играющим. При приближении мешочка дети должны подпрыгнуть. Если мешочек коснулся н ...
Теоретический обзор полоролевой идентичности и её взаимосвязи с поведением. Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст — трудный период психического развития. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности ли ...
Сущность межличностных отношений
Межличностные отношения
— это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Межличностные отношения включают:
1) восприятие и понимание людьми друг друга;
2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);
3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Компонент ...