Psfine

Позитивная психология

Найти проблему
Страница 1

Как вы уже убедились, мы говорим не о мышлении в узком, специальном смысле слова, а скорее, об организации умственной деятельности, но акцентируем внимание па мышлении. Еще одним принципом грамотного мышления является проблематизация воспринимаемого и усваиваемого материала.

Для многих слово "проблема" имеет негативную окраску, является синонимом таких понятий, как "препятствие", "затруднение". Однако "проблема" — понятие более многостороннее и богатое. Если при решении задачи или осуществлении какой-либо деятельности вы обнаружили препятствие, то считайте, что вы столкнулись лишь с одной стороной этого понятия.

Первоначально вы лишь отмечаете наличие проблемы как чего-то неясного, мешающего осуществлению намеченного. У вас возникает чувство неудовлетворенности и потребность избавиться от этого препятствия. Такая ситуация называется проблемной

. Для вычленения проблемы вы анализируете ситуацию, отделяете "знакомые" компоненты от новых, неизвестных. Выявив неизвестное, вы соотносите его с целью вашей деятельности, ее условиями и средствами осуществления и т. д., а также делаете вывод о возможности решения проблемы. Если решить проблему невозможно или чрезвычайно трудно, то необходимо искать другие пути достижения цели, например с обходом данной проблемы.

На этом этапе вы уже окончательно осознаете проблему. Однако перед тем, как приступить к ее решению, вам необходимо сформулировать проблему

. Этот сложный процесс включает в себя:

исходную формулировку проблемы;

— разбиение проблемы на "блоки" и анализ общей формулировки по отношению к отдельным блокам проблемы;

— подготовка материала по проблеме в целом и по ее частям;

— уточнение формулировки проблемы.

Почему поиск и осознание проблем считается важным этапом мыслительной деятельности? Потому что если вы сами

обнаружили проблему и сумели ее понять, осознать, то она будет держать, "мучить" вас, пока вы не найдете способ ее решения. Вы как бы "заразитесь", "заболеете" проблемой. Появится интерес к тому, чем вы занимаетесь, желание работать над данной проблемой. В реальной жизни и, в частности, в процессе общения вам далеко не всегда придется сталкиваться с уже сформулированными проблемами. Самое трудное в вашей будущей профессиональной деятельности состоит в том, чтобы обнаружить, осознать и сформулировать проблему. Умение видеть проблемы в предлагаемом учебном материале поможет развить способности к обнаружению и постановке проблем в будущей профессиональной деятельности.

Наиболее эффективным считается такой стиль преподавания, при котором вас сначала озадачивают, удивляют, знакомят с проблемой, заинтересовывают ею. Пытаясь решить проблему, вы обнаруживаете, что для этого вам не хватает знаний, в результате вы вынуждены "добывать" необходимую информацию и активно включаетесь в процесс познания.

Увы! В реальности процесс обучения часто построен иначе. Студенты не участвуют в процессе постановки проблем, а пассивно воспринимают предлагаемую информацию.

Учебный материал, как правило, оторван от реальных проблем, для решений которых он мог бы пригодиться.

Что же надо делать, чтобы мышление стало продуктивным? Прежде всего, вам необходимо стремиться самостоятельно обнаруживать проблемы

в предлагаемом материале. Для тренировки способности обнаружения и постановки проблем можно использовать, например, газетные и журнальные сообщения. Привычка воспринимать повседневную информацию "проблемно" непременно скажется и на восприятии учебной информации. Проблемное мышление предполагает не только умение осознать наличие проблемы, но и вычленить, грамотно сформулировать ее. Вычленению проблемы способствуют всевозможные вопросы, которые помогают конкретизировать ее, отсеять все лишнее из первоначальной формулировки, а при необходимости — и сузить или, напротив, расширить проблему.

Вопросы могут быть самыми разнообразными, и чем больше вы их сформулируете, тем глубже вы осознаете и исследуете проблему. Постарайтесь не упустить основные вопросы:

Почему

могла возникнуть данная проблема?

Страницы: 1 2


Техника взмаха
Якорение в визуальной модальности. 1. Отпустить спусковой механизм, запускающий негативную реакцию (триггер). Картинка. 2. Вспомнить свое поведение, которое было бы предпочтительнее (можно смоделировать – киногерой, вымышленный образ), примерить образ на себя. Снять. Смотреть как на картинку, ловим ощущения, если что-то не так, то при ...

Исследование эффективности коррекционной работы
В конце III учебной четверти среди учащихся 2-х классов была проведена психодиагностическая работа по изучению качества долговременной и кратковременной памяти. Экспериментальное психодиагностическое исследование проводилось с помощью методик А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов» [7] и «Память на числа» [25] для исследования долговременной и ...

Техника наложения якоря на некоторые проблемные ситуации
Триггер – пусковой механизм, который запускает, например, ситуацию тревоги (преподаватель). Вспоминаем и накладываем якорь. Якорь необходимо постоянно обновлять. Сфера использования: от работы с негативными состояниями до самолечения. ...