Psfine

Позитивная психология

Материалы » Самоорганизация студентов первого курса » Как не утонуть в море информации?

Как не утонуть в море информации?

Огромную часть информации в процессе обучения в вузе студент получает в форме лекций. Практика большинства современных преподавателей свидетельствует о слабой эффективности усвоения студентами лекционного материала. Лекции, как правило, более или менее тщательно конспектируются студентами, но часто без понимания и осмысления. Это обычно откладывается на будущее, из-за больших объемов

совершенно новой информации, а также ее неструктурированости

, аморфности. Структура информации выявляется с трудом, она размыта обилием новых понятий, терминов, формул. Кроме того, вычленение этой структуры требует значительных умственных усилий.

Что значит структурировать материал? Это означает, во-первых, выделить основные понятия, и, во-вторых, наметить связи между ними. Выделение структуры позволит "упаковать" информацию в более емкие единицы и тем самым уменьшить ее объем. Структурирование информации

— один из принципов ее переработки и успешного усвоения.

В основе любого предмета лежит определенная система базовых понятий и отношений (законов)

. Постижение предмета и должно быть направлено на усвоение этих понятий и понимание законов. Это — основа, каркас, на который нанизывается остальная информация, представляющая собой либо конкретизацию базовых понятий, либо применение установленных законов к новым областям. Важно поэтому усвоить прежде всего эти базовые понятия и выявить отношения между ними.

Как правило, основные законы освещаются на вводных лекциях к любому курсу. Не пропустите этот момент! Вы должны знать, чему

будет посвящен курс, о чем вы будете размышлять, что усваивать. Можете даже на основе вводной лекции нарисовать предполагаемую схему (очень общую) структуры курса. После каждой лекции попытайтесь определить самостоятельно место новой информации в общей структуре данного курса

. Иначе говоря, включите в вашу схему материал прослушанной лекции. Таким образом, нарисованная вами схема будет постепенно конкретизироваться, дополняться, исправляться. При этом очень важно воспринимать материал каждой лекции как часть целого

курса. Кроме того, такая работа полезна и для организации вашего учебного труда.

Для того чтобы научиться структурировать учебный материал отдельной лекции, поступайте следующим образом:

1. По ходу лекции помечайте или выписывайте новые понятия и отношения.

2. Попытайтесь самостоятельно определить эти новые понятия. Если вы не смогли это сделать, воспользуйтесь справочной литературой (после лекции) или консультацией преподавателя.

3. Расположите новые понятия по степени их общности.

4. Нарисуйте связи между ними.

5. Попытайтесь наметить связи данных понятий с предыдущими, уже известными вам.

Эти рекомендации полезны и для работы над целым курсом лекций.

В вузе вы не связаны жесткими правилами при освоении предлагаемого учебного материала. Практически отсутствует систематический контроль, а следовательно, и внешний стимул для каждодневных целенаправленных занятий по усвоению материала. Студенты обычно надеются на то, что предлагаемая информация отложится в голове сама по себе или что можно будет наверстать упущенное в период подготовки к сессии. Надежды на сессию характерны для огромного числа студентов. Однако каждому необходимо решить для себя, зачем он пришел в вуз: либо для сдачи сессий, либо для получения знаний. Форсированное изучение предмета в период сессии — это очень поверхностное и неэффективное "схватывание" отдельных его частей посредством огромного напряжения оперативной памяти. Предмет, таким образом, не осмысливается целиком — вы не получаете возможности в дальнейшем свободно оперировать понятиями и законами изучаемого предмета. "Сдали — и забыли" — именно так сами студенты характеризуют процесс изучения отдельных предметов.


Процессы памяти
Память как сложное психическое явление включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: 1. Запоминание: – непроизвольное; – произвольное; – кратковременное; – оперативное; – долговременное; – ассоциативное; – осмысленное; – механическое. 2. Сохранение: – реконструктивное; – репродуктивное; – эпизодическое; – эхоическое ...

Анализ данных полученных в ходе исследования по методике «рисованный апперцептивный тест» (РАТ)
Исследование по изучению межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью состоит из двух частей. В первой части исследовании участвовали нормально развивающиеся дети дошкольного возраста и дошкольники с интеллектуальной недостаточностью по 20 человек в каждой группе. Во второй части исследовании участвовали дети млад ...

Виды социального окружения
Кроме профессиональных типов личности, Холланд выделил 6 видов окружения, в которых действует личность: реалистическое, исследовательское, артистическое, социальное, предпринимательское и конвенциональное. В каждом виде окружения доминирует соответствующий тип. Так, в социальном окружении функционирует гораздо больший процент людей С-т ...