Psfine

Позитивная психология

Материалы » Самоорганизация студентов первого курса » Как не утонуть в море информации?

Как не утонуть в море информации?

Огромную часть информации в процессе обучения в вузе студент получает в форме лекций. Практика большинства современных преподавателей свидетельствует о слабой эффективности усвоения студентами лекционного материала. Лекции, как правило, более или менее тщательно конспектируются студентами, но часто без понимания и осмысления. Это обычно откладывается на будущее, из-за больших объемов

совершенно новой информации, а также ее неструктурированости

, аморфности. Структура информации выявляется с трудом, она размыта обилием новых понятий, терминов, формул. Кроме того, вычленение этой структуры требует значительных умственных усилий.

Что значит структурировать материал? Это означает, во-первых, выделить основные понятия, и, во-вторых, наметить связи между ними. Выделение структуры позволит "упаковать" информацию в более емкие единицы и тем самым уменьшить ее объем. Структурирование информации

— один из принципов ее переработки и успешного усвоения.

В основе любого предмета лежит определенная система базовых понятий и отношений (законов)

. Постижение предмета и должно быть направлено на усвоение этих понятий и понимание законов. Это — основа, каркас, на который нанизывается остальная информация, представляющая собой либо конкретизацию базовых понятий, либо применение установленных законов к новым областям. Важно поэтому усвоить прежде всего эти базовые понятия и выявить отношения между ними.

Как правило, основные законы освещаются на вводных лекциях к любому курсу. Не пропустите этот момент! Вы должны знать, чему

будет посвящен курс, о чем вы будете размышлять, что усваивать. Можете даже на основе вводной лекции нарисовать предполагаемую схему (очень общую) структуры курса. После каждой лекции попытайтесь определить самостоятельно место новой информации в общей структуре данного курса

. Иначе говоря, включите в вашу схему материал прослушанной лекции. Таким образом, нарисованная вами схема будет постепенно конкретизироваться, дополняться, исправляться. При этом очень важно воспринимать материал каждой лекции как часть целого

курса. Кроме того, такая работа полезна и для организации вашего учебного труда.

Для того чтобы научиться структурировать учебный материал отдельной лекции, поступайте следующим образом:

1. По ходу лекции помечайте или выписывайте новые понятия и отношения.

2. Попытайтесь самостоятельно определить эти новые понятия. Если вы не смогли это сделать, воспользуйтесь справочной литературой (после лекции) или консультацией преподавателя.

3. Расположите новые понятия по степени их общности.

4. Нарисуйте связи между ними.

5. Попытайтесь наметить связи данных понятий с предыдущими, уже известными вам.

Эти рекомендации полезны и для работы над целым курсом лекций.

В вузе вы не связаны жесткими правилами при освоении предлагаемого учебного материала. Практически отсутствует систематический контроль, а следовательно, и внешний стимул для каждодневных целенаправленных занятий по усвоению материала. Студенты обычно надеются на то, что предлагаемая информация отложится в голове сама по себе или что можно будет наверстать упущенное в период подготовки к сессии. Надежды на сессию характерны для огромного числа студентов. Однако каждому необходимо решить для себя, зачем он пришел в вуз: либо для сдачи сессий, либо для получения знаний. Форсированное изучение предмета в период сессии — это очень поверхностное и неэффективное "схватывание" отдельных его частей посредством огромного напряжения оперативной памяти. Предмет, таким образом, не осмысливается целиком — вы не получаете возможности в дальнейшем свободно оперировать понятиями и законами изучаемого предмета. "Сдали — и забыли" — именно так сами студенты характеризуют процесс изучения отдельных предметов.


Оценка и самооценка в учебной деятельности на примере младшего школьного возраста
Самооценка младшего школьника чрезвычайно чувствительна к учительским оценкам; от того, какова школьная система оценочных взаимоотношений, во многом зависят особенности складывающейся детской самооценки. Система школьного оценивания нацелена на развитие рефлексивной, дифференцированной, осознанной, устойчивой, адекватной самооценки школ ...

Исследование тревожности
Поведение субъекта во многом обуславливается таким свойством личности как тревожность. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности – полезная тревожность. Существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания является оценка человеком своего состояния. Тревожность делится на личностную и ситуативную. Личностная ...

Коррекционная работа по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития. Общие принципы, задачи, направления коррекционно педагогической работы
Переход на обучение с шестилетнего возраста настоятельно требует создания психологической службы, в задачи которой должна входить диагностика готовности к обучению в школе, в том числе своевременное выявление детей с задержкой психического развития (ЗПР), нуждающихся в специальных формах коррекционно-педагогической работы. В качестве о ...