Psfine

Позитивная психология

Материалы » История и становление психодиагностики » Становление психодиагностики в России

Становление психодиагностики в России
Страница 1

В дореволюционной России начала XX веке тесты были хорошо известны и популярны. Особый интерес к тестам проявляли педагоги, надеявшиеся с их помощью получить сведения о степени одаренности учащихся, особенностях их личности, осуществить диагноз и прогноз психического развития. Делались попытки организации при школах кабинетов для экспериментально-психологического обследования учащихся. Сторонники естественнонаучного направления в развитии психологии (А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо и др.) активно способствовали распространению идей тестирования, зачастую, подобно своим западным коллегам, возлагая на тесты слишком большие надежды.

Работы по психологическому тестированию в России до 1917 года в первую очередь связаны с именами выдающихся психиатров и психологов Г.И. Россолимо и Ф.Е. Рыбакова. В 1908 году Григорий Иванович Россолимо публикует шкалу для измерения уровня развития общих способностей, вошедшую в историю психологии и психодиагностики под названием "Психологические профили". Г.И. Россолимо, конструируя тест, шел не эмпирическим путем, а разработал систему теоретических представлений о структуре личности и интеллекта. Основной целью своего теста автор считал выработку критериев отличия нормальных детей от имеющих разные степени умственной отсталости. [25]

Не менее интересны и исследования Ф.Е. Рыбакова, разработавшего тест для определения уровня развития пространственного воображения. "Фигуры Рыбакова" быстро стали известны в мире, по их подобию создавались многочисленные тесты, использующиеся и в настоящее время, например тест интеллекта, предложенный Р. Мейли в 1955 году. Судьба всех дореволюционных тестологических разработок в России - забвение на родине, но использование и развитие (часто под другими именами) за рубежом.

Так же как и в зарубежье, в России того времени звучали призывы к трезвой оценке тестов, призывы, сопровождающие развитие психологического тестирования во всех странах и свидетельствующие прежде всего об огромном социальном значении этих исследований. В 1912 году Г.И. Челпанов всячески подчеркивал, что "психологические тесты имеют исключительно научное значение, то есть могут применяться исключительно только для научных исследований, но не для практических целей".

В советский период в педологии и психотехнике 1920-1930-х годах практика тестирования набирает обороты. Тесты получают широчайшее применение, прежде всего в учебно-воспитательных учреждениях. Плодотворно работают в области психологического тестирования М.Я. Басов, М.С. Бернштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.М. Василейский, С.Г. Геллерштейн, В.М. Коган, Н.Д. Левитов, А.А. Люблинская, Г.И. Россолимо, И.Н. Шпильрейн, А.М. Шуберт и другие. [26]

В 1960-1970-е годы в советской психологии, в противовес зарубежной, развивается так называемый "качественный подход", реализуемый, прежде всего в диагностике умственного развития. Такой подход предполагает изучение способностей в условиях выполнения соответствующей деятельности, именно той, способности, к овладению которой исследуются. Качественная диагностика, оказавшись достаточно эффективной для решения сравнительно узкого крута задач, в силу своей громоздкости, ориентированности на лабораторные условия, то есть неприспособленности к запросам практики, не могла заменить тесты. [27]

Страницы: 1 2 3


Приложения
Таблица №1 Протокол эксперимента Ф.И. учащегося Кол-во повторов лес хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мед 1 + + + + 2 + + 3 + + + + + 4 + + + + + 5 + + ...

Новые условия — новые требования
Вчерашний школьник, став первокурсником, сталкивается с новой для себя действительностью и вынужден считаться с теми требованиями, которые она предъявляет к нему. Сравним требования к школьнику-старшекласснику и студенту-первокурснику. Школа Вуз Содержание учебного процесса Внимание уделяется запоминанию информации, кот ...

Основные формы чувств
Не может быть и сомнения, что если мы обратимся за данными к непосредственному опыту, то перед нами выделятся в качестве двух отчетливо различных форм чувства удовольствия и неудовольствия. Но пусть наблюдатель попытается распространить субъективный анализ чувств на более широкую область наблюдения .; тогда неминуемо выделится перед ним ...