Psfine

Позитивная психология

Материалы » История и становление психодиагностики » Становление психодиагностики в России

Становление психодиагностики в России
Страница 2

психодиагностика экспериментальная психология тестирование

Вторая половина 1970-х годов знаменуется возрастающим интересом исследователей к проблемам психодиагностики, прежде всего к зарубежным методикам. Увеличивается количество публикаций и публикуются первые монографии таких авторов, как В.Г. Норакидзе, Ф.Б. Березин, В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, посвященные как отдельным проблемам, так и психодиагностике в целом. Психодиагностика признается в качестве одной из основных сфер приложения профессиональных возможностей психологов,

становится неотъемлемым элементом их обучения. И в то же время академическая наука при классификации отраслей психологического знания не находит места для психодиагностики.

В 1980-е годы и вплоть до распада СССР в 1991 году в советской психодиагностике становится "привычным" делом использование зарубежных тестов, оперирование их теоретическими конструктами. Широкое хождение среди практиков, постоянно нуждающихся в диагностических методиках, получают разнообразные "адаптации" тестов, в действительности, представляющие собой варианты непрофессионально выполненных переводов с соответствующих зарубежных изданий, преимущественно англоамериканских. У пользователей тестов сформировался "дилетантски потребительский"

подход к психодиагностическому инструментарию, тот подход, когда научный анализ методик заменяется простым описанием и применением, когда вне поля зрения остаются теоретические основания их построения и игнорируются психометрические требования. Каковы причины сложившейся в это время (и продолжающейся во многом поныне) такой практики использования тестов? [28]

Процесс заполнения "диагностического вакуума" происходил стихийно, поэтому, естественно, был ориентирован на готовый продукт - тест, опускалось все то, что связано с его разработкой и нормативно-этическими аспектами применения, а собственный опыт был давно утрачен. Становится это возможным, прежде всего потому, что отношение "большой психологии" к психологической диагностике лучше всего может быть охарактеризовано как позиция стороннего наблюдателя. Такая позиция не случайна и вызвана не идеологической опасностью со стороны тестов. О ней, кстати, постепенно забывают. Дело в том, что в советской науке отсутствует дифференциально-психологическое направление исследований, без которого наука об измерении индивидуальных различий превращается в ремесло применения тестов, отсутствует то направление, которое на Западе интегрировалось с тестологией еще в начале прошлого века. [29]

Дифференциально-психологические исследования в СССР признавались как не имеющие какой-либо "серьезной теоретической основы, которая объясняла бы происхождение и развитие самих индивидуальных различий" (В.М. Русалов,, 1991). Считалось, что для доказательства реального существования, личностных черт или факторов интеллекта дифференциальная психология должна опираться на объективно регистрируемое психофизиологическое проявление поведения (Б.М. Теплов, 1985; В.Д. Небылицын, 1976; и др.). Таким образом, с точки зрения Б.М. Теплова и его последователей, индивидуально-психологические различия по чертам личности, интеллекту, фиксируемые с помощью тестов, должны рассматриваться как случайные. Они не могут быть отнесены к собственно индивидуальным до тех пор, пока не будет доказана их связь со свойствами нервной системы и установлено их устойчивое "поведенческое" (нейродинамическое) проявление - на вегетативном, электроэнцефалографическом, моторном и других уровнях". [30]

Страницы: 1 2 3


Экспериментальное изучение развития внимания младших школьниковю Принципы проведения коррекционно-развивающей работы и составления коррекционно-развивающих программ
Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию, тактику их разработки, т.е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия. Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на принципы: - системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; - единс ...

Приложения
Приложение 1 Анализ социометрического исследования до проведения тренинга «Общения» с группой «А» 9 «А» Лидер – 10 человек Отвергнутые – 7 человек 9 «Б» Лидер – 5 человек Отвергнутые – 8 человек ВСЕГО по двум 9-м классам Лидеров – 15 человек Отвергнутых – 15 человек Анализ социометрического исследования после проведения трени ...

История становления профориентации
Профессиональной ориентации более ста лет. Рождение профориентации было связано с именем американского психолога Гуго Мюнстерберга, основателя психотехники, который вначале XX века впервые стал разрабатывать и использовать психологические тесты для оценки профессиональных способностей человека. Первые лаборатории профориентации появилис ...