Psfine

Позитивная психология

Материалы » Взаимоотношения сотрудников в коллективе » Виды воздействия группы на индивида

Виды воздействия группы на индивида
Страница 1

Группа может влиять на индивидуума различными способами. Например, одним своим присутствием груп­па может иногда изменить производительность человека. Этот процесс называется общественной помощью. При этом во всех слу­чаях, за одним главным исключением, присутствие посторонних увеличивает производительность. При этом вовсе не обязательно должен присутствовать элемент состязательности между участни­ками. Исключение же возникает тогда, когда выполняемая работа является незнакомой или малознакомой. Присутствие других людей подстегивает производительность только в тех случаях, когда предмет хорошо изучен. Это происходит потому, что в окружении других людей у человека возникает беспокойство по поводу того, как будет воспринята его работа.

Группы могут оказывать воз­действие противоположное по характеру общественной помощи. К примеру, они могут вносить сильный дисбаланс в пропорциональ­ность вклада в общую работу. В группе, состоящей из нескольких человек, одни могут вносить гораздо больший вклад, чем другие, которые будут просто присутствовать. Однако люди, которые больше всех работают, не всегда являются самыми эффективными работниками, и такое дифференцирование нагрузок может вызвать проблемы в функционировании группы. Этот феномен называется общественное бездельничанье (social loafing). Получается что, когда люди работают в группах, в которых индивидуальные вклады не могут быть оценены, они работают менее усердно, чем работа­ли бы индивидуально. Это явление было впервые показано Рингма­ном (Ringmann, 1926). Он нашел, что когда размер группы увели­чивается, производительность каждого из ее участников, наобо­рот, снижается. В увеличивающихся группах люди перестают чувствовать связь между своими личными усилиями и ответной ре­акцией организации, и многие начинают становиться "вольными всадниками".

Другой вопрос заключается в том, явля­ется ли группа лучшим генератором идей, чем отдельные люди. Не ко всем в группе одинаково прислушиваются, и мнение некоторых людей может преобладать над мнением остальных. Но, с другой стороны, у членов группы существует тенденция взвешивать все мнения по мере их возникновения, а этот процесс может привести к свободному потоку идей.

С другой стороны мы знаем, что иногда идея, высказанная кем-то, может дать толчок созданию вашей собственной идеи. За­дача здесь заключается в том, чтобы преодолеть враждебность к спонтанности (доминирование нескольких человек, раннюю крити­ку) и увеличить возможности для творчества. Одна из таких про­цедур получила название "мозговая атака" (brainstorming). Ее смысл состоит в том, что создается такая атмосфера, при кото­рой высказываемые идеи не критикуются, и каждый может исполь­зовать идею другого для стимуляции своего собственного мышле­ния. Любая оценка идей откладывается до тех пор, пока процесс их выработки не будет окончен.

Последний изученный вид воздействия орга­низаций на своих членов известен под названием "поляризация идей". После принятия участия в групповом обсуждении, люди за­нимают, как правило, более крайние позиции, чем перед началом дискуссии.

Для этого правила существует ряд объяснений. Если перед нача­лом дискуссии большинство ее участников склонялось к тому, чтобы поддержать какую-то идею, то во время дискуссии будет выдвинуто гораздо больше аргументов в пользу этой идеи, что, однако не означает, что существует действительно больше аргу­ментов "за", нежели "против".

Страницы: 1 2


"Отыскивание чисел с переключением"
Задача исследования: Изучение способности выполнять действия, требующие постоянного переключения внимания с одного рода действий на другой. Оснащение опыта: 1 таблица, разделенная на 49 клеток – квадратов, в которых размещены числа черными от 1 до 25 и красными от 1 до 24 цифрами, 2. Секундомер, 3. Указка Порядок исследования, инс ...

Теоретическая часть. Теоретические аспекты исследования проблемы влияния характерологических особенностей руководителей высшего и среднего звена на стиль руководства. Психологическое содержание пон
История учения о характере показывает значительное разнообразие даже в исходных позициях при определении этой важнейшей стороны личности. Слово «характер» означает «черта», «примета», «признак», «особенность». Это слово происходит от глагола «харако» - острить, царапать, чертить. Наличие у человека характера предполагает наличие чего-т ...

Подавление регрессий
При чтении мы часто возвращаемся взглядом к уже прочитанному. Как показали исследования, проведенные в США (12 тыс. читателей), студенты на сто прочитанных слов делали около 15, а учащиеся средней школы — около 20 регрессий, т. е. примерно шестая часть времени тратится на просмотр уже прочитанного. Сосредоточение внимания на чтении поз ...