Основные методы духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их
с историей родного краяСтраница 1
Говоря о методах духовного развития дошкольников нужно понимать, что работа с детьми такого возраста должна строиться не на учебной, а на
игровой основе. Общеизвестным считается что дети 5-7 лет не знают и не испытывают многих духовных свойств и качеств а поэтому и не имеют ряда основополагающих личностных качеств которые присущи духовно развитий личности. Это в первую очередь такие личностные качества как эмпатия, альтруизм и др. Уместно привести пример из книги В.А. Сухомлинского «Разговор с молодым директором школы». «В жаркий день мы возвращаемся из лесу. Чем ближе школа, тем больше хочется пить. Вот уже дети видят колодец, там всегда стоит ведро холодной ключевой воды. К колодцу подошла пожилая женщина, сняла платок, сейчас она будет пить воду. Видно, что женщина идет издалека, она вздохнула с облегчением, остановившись в этом тенистом уголке. Учитель видит в ее глазах усталость и радость: человек знает, что сейчас он сядет на скамейку и отдохнет под цветущей липой. Руки уже потянулись к ведру, но вдруг женщина вздрогнула и отступила в сторону, ошеломленная криком и топотом неудержимой детской оравы. Не отступи она в сторону от колодца, ее оттолкнули бы. Женщина смотрит на детей с изумлением и качает головой. А они не то, что не думают — они не видят человека. Учителю становится жутко. С какого же предмета начинать с вами учение, дети? Что важнее всего преподать вашему разуму и сердцу? Где вы росли, почему вы такие?» [42].
Поэтому педагогам и воспитателям ДОУ необходимо значительное внимание уделять развитию именно этих качеств, используя при этом всевозможные методы. Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.
При этом нужно отметить, что под методами духовного развития мы понимаем ряд воспитательных методов способствующих становлению различных духовных качеств личности. При раскрытии структуры методов духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края мы исходим из положения, что метод – это «система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности». Следовательно, метод духовного развития дошкольников это некая абстракция, теоретический конструкт, выработанный для упорядочивания феноменов духовного развития. В таком понимании метода духовного развития как некоторой системы уже заложено представление о его компоненте – приеме. В отличие от метода, прием представляет собой использование единичного средства духовного развития на основе отдельного регулятивного принципа развивающей деятельности. Прием применительно к данному исследованию – это непосредственно наблюдаемая реальность духовного развития, которую обнаруживает и фиксирует исследователь, которую он затем обобщает и в совокупности с другими приемами формирует метод духовного развития. Следовательно, соотношение приемов и методов духовного развития – это соотношение не только целого и части, но также общего и единичного. Учитывая это метод духовного развития дошкольников можно определить как систему приемов духовного развития, т.е. двумерную систему параметрами которой являются средства духовного развития и регулятивные принципы их использования.
Говоря о средствах духовного развития дошкольников, отметим, что это понятие чаще всего употребляется в сопоставлении с целью духовного развития. Средством является то, с помощью чего достигается цель. Однако такое расширенное понимание средств духовного развития становится препятствием для анализа структуры духовной сферы личности. Выделение ведущего средства духовного развития как показывают многочисленные психологические исследования сопряжено как с возрастным фактором так и с условиями в которых осуществляется духовное развитие. В рамках ДОУ таким ведущим средством духовного развития является деятельность воспитанников, благодаря которой вырабатывается духовный опыт и формируется духовная культура. При этом нужно отметить, что проблема оптимального использования средств духовного развития наиболее сложна и мало разработана в педагогической психологии.
Практические рекомендации по коррекции тревожности
у детей подросткового возраста
Разработанные нами практические рекомендации по коррекции тревожности мальчиков и девочек подросткового возраста и создание на их основе специального психологического метода коррекции тревожности, отвечающего современным психометрическим критериям, что является особо важным для практики современного психолога. В качестве коррекционных з ...
Ответственность и локус контроля
Проводились исследования, посвященные влиянию локуса контроля на ответственность в целом, а также на атрибуцию ответственности (то есть приписывания кому-либо или чему-либо качества, происшедшего события или явления) за успех, за неудачу, а также за последующее поведение личности. Приведем сначала результаты двух исследований Дейвисов: ...
Найти проблему
Как вы уже убедились, мы говорим не о мышлении в узком, специальном смысле слова, а скорее, об организации умственной деятельности, но акцентируем внимание па мышлении. Еще одним принципом грамотного мышления является проблематизация воспринимаемого и усваиваемого материала.
Для многих слово "проблема" имеет негативную окраск ...