Основные методы духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их
с историей родного краяСтраница 2
Еще сложнее обстоит дело с перечнем регулятивных принципов использования средств духовного развития дошкольников. В ясном виде этот вопрос в теории духовного развития еще не поставлен, однако косвенно он рассматривался во многих работах. На основе своих рассуждений мы можем выделить следующие регулятивные принципы: Назначение запально защитныго устройства ззу на котлах.
- средство духовного развития может использоваться педагогом лично;
- педагог может использовать средство для организации и управления жизнедеятельностью групп воспитанников;
- средства духовного развития могут использоваться самими школьниками в структуре воздействия друг на друга.
Эти виды регулятивных принципов использования средств духовного развития из-за стохастического характера не исключают друг друга, т.е. в конкретном методе могут выступать в некоторых сочетаниях.
Задачу классификации методов духовного развития дошкольников мы формулируем следующим образом: имеется конечный перечень методов и список их признаков; каждый метод должен быть оценен относительно каждого признака. Необходимо найти группы методов, внутри которых методы «похожи» друг на друга в большей степени, чем на те методы, относящиеся к другим группам. Для решения этой задачи необходимо составить перечень методов духовного развития дошкольников и осуществить классификацию как выявление общего. Важно из данного перечня убрать формулировки, фактически обозначающие группы методов (организационные, словесные и др.), т.к. выделение таких групп и является целью анализа. С учетом этого требования не вызывает сомнение определение таких методов духовного развития дошкольников как упражнение педагогическое требование, поощрение и осуждение, мнение группы, создание ситуации выбора поведения, соревнование, поручение. Многие авторы рекомендуют включить в этот список и метод самоуправления, однако мы подчеркиваем, что организация самоуправления в этом возрасте должна полностью возлагаться на педагога. Важным методом духовного развития дошкольников является разъяснение мировоззренческих, нравственных, эстетических идей высказанных в разные времена мыслителями «малой родины» Республики Татарстан. Однако «маленькую» Родину ребенка нельзя ограничивать только сквером или парком, которые находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка - это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.
Но главнейшим средством духовного развития дошкольников, безусловно, является пример.
Таким образом, в перечень включены 10 методов духовного развития дошкольников. Многим покажется что перечисленные методы носят сугубо воспитательных характер, но так сущности оно и есть. Ведь мы не ставим перед собой формирование у дошкольников прочных и обширных знаний по истории родного края, что представляется невозможным. Ознакомление с историей родного края выступает как бы фоном, на котором разворачивается процесс духовного развития дошкольников. Разумеется, с некоторой точки зрения этот перечень может оказаться неполным или избыточным, однако недостаточная разработанность данного вопроса в психологической науке не позволяет конкретизировать их точнее. Обобщив эти методы по сходным признакам, мы выделили три их группы. Это: методы сообщения и выявления сущности духовных идей, условий их реализации (метод разъяснения); методы интернализации духовных идей на уровне поведения (педагогическое требование, осуждение и поощрение); группа методов интернализации духовных идей на уровне мотивов, т.е. относящихся к высшему уровню реализации процесса духовного развития (пример, упражнения, ситуация свободы выбора, поручение, соревнование, самоуправление) (См. таб.1). Разумеется, в данной классификации имеется ряд моментов, слабых с теоретической точки зрения. Однако дальнейшее развитие теоретической основы методов духовного развития дошкольников может осуществляться только на основе усовершенствования ее эмпирической основы.
Таблица 1
Классификация методов духовного развития дошкольников в ходе изучения истории родного края
Название группы методов |
Методы духовного развития |
Методы сообщения и выявления сущности духовных идей, условий их реализации |
- метод разъяснения |
Методы интернализации духовных идей на уровне поведения |
- педагогическое требование, -осуждение и поощрение |
Методы интернализации духовных идей на уровне мотивов |
-пример, -упражнения, -ситуация свободы выбора, -поручение, -соревнование, -самоуправление |
Теоретическая частью Особенности психического развития
в раннем возрасте
Раннее детство - возраст от рождения до 3 лет - особый период для развития. В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и основы для психических процессов и лично ...
Психолого-педагогические основы подросткового возраста
Подростковый возраст считается самым трудным для обучения и воспитания. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности. Если школьник еще недавно охотно слушал подробные объясне ...
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
Возникает как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера, которые способны вызвать дистресс почти у любого человека (катастрофы, войны, пытки, терроризм и т.п.). На протяжении жизни ПТСР переносит 1% населения, а у 15% могут возникнуть отдельные симпто ...