Psfine

Позитивная психология

Отношения мать-дитя » Психическое развитие ребенка в период новорожденности

Психическое развитие ребенка в период новорожденности
Страница 1

Период новорожденности знаменует начало младенческого возраста и охватывает первые недели жизни малыша. Главной его особенностью выступает отсутствие поведения в собственном смысле слова. Наблюдаются лишь инстинктивные формы - безусловные рефлексы. Поведение ребенка связанно с выделением какого-то объекта из окружающего мира. Новорожденный же большую часть времени спит и просыпается лишь для того, чтобы поесть. Он совершенно беспомощен и без опеки и заботы может погибнуть. Поэтому период новорожденности рассматривается как переходный между внутриутробным и внеутробным. Ребенок уже отделился от матери физически, но не физиологически, потому что она обеспечивает все его жизненно важные функции, начиная с кормления. С первого дня жизни малыша его жизнь социально опосредована. Такое опосредование состоит, прежде всего, в уходе за ребенком. Применяемые при этом средства – предметы для кормления, купания, сна, то есть для удовлетворения физиологических потребностей, социально сформированы, выработаны в процессе культурно – исторического общества. А с другой стороны, важнейшим средством опосредования выступает сам социально организованный образ жизни младенца, и, прежде всего режим дня, предполагающий соответствующее чередование сна и бодрствования.

Младенчество для ребенка- период открытий в сфере восприятия и действия. Дети научаются распознавать лица, привыкают к пище и установленному распорядку дня. Они исследуют цветы, насекомых, игрушки, свое тело. Каждый день приносит с собой новые знания о людях, предметах и событиях окружающих их. Эти открытия не только увлекательны, но и полезны, так как играют решающую роль в развитии младенца.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточении на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления ребенка в положении под грудью. Такое сосредоточение – очень важное приобретение новорожденного, поскольку определяет в дальнейшем развитие всех многообразных собственно человеческих форм поведения.

Взрослый является центром ситуации развития младенца. Он организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и, более того, создает предпосылки для их формирования.

Таким образом, взрослый стимулирует развитие важных потребностей малыша – социальных потребностей в познании общении.

Несмотря на кратковременность периода новорожденности, происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:

- отделение сна от бодрствования, постепенное превращения бодрствования в особый период активности и деятельности;

- выделение первого объекта в окружающей действительности (взрослый, ухаживающий за ребенком);

- появление первой ответной реакции в ответ на воздействие взрослого (положительная эмоциональная реакция и свидетельствующая о ней улыбка);

- зарождение и развитие первой формы поведения – комплекса оживления;

- развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого.

На основе этого, можно выделить особенности развития в период новорожденности. К ним относятся: отсутствие сложившихся форм поведения при наличии минимального количества врожденных рефлексов и наиболее быстрое развитие органов чувств по сравнению с движениями, а главное – социальная опосредованность жизни с первых ее дней.

Страницы: 1 2 3


Работа с книгой
Какое количество специальной литературы вам следует читать, зависит от изучаемого вами предмета и от вашей личности, а в конечном счете только от вашей личности . В науке нет больших, ограниченных областей — есть только небольшие ограниченные ученые. В природе каждая область сливается с соседними, и только от вас — и в значительной степ ...

Психологические особенности судебной деятельности. Психология судьи
С психологической стороны деятельность по осуществлению правосудия имеет много общих черт, сходных психологических компонентов с деятельностью следователя. Однако сочетание этих компонентов имеет специфику. Если на предварительном следствии основной задачей является познавательная (поисковая) деятельность, то в суде ведущей становится к ...

Теоретические основы организации преднамеренного восприятия другого в младшем школьном возрасте
Ряд исследователей (В.В.Зеньковский, Т.И.Гаврилова, Е.И.Кульчицкая, В.А.Сухомлинский) в обучении детей пониманию другого (умению определить по выражению лица, звучанию голоса, позе и т. д. состояние, настроение, самочувствие человека, особенности его отношений) видят важный механизм развития их социального опыта, социальных чувств. Они ...