Psfine

Позитивная психология

Записи при чтении
Страница 2

Тезисы

(от греческого слова "положения") — передают основные положения книги. Они должны располагаться в соответствии с основной идеей книги. Иногда Целесообразно после каждого тезиса приводить аргументацию автора.

Конспекты

(в переводе — "обзор") — распространенный вид записей. Наиболее часто практикуемые типы конспектов:

— плановый (основанный на предварительном плане);

— текстуальный (состоящий из цитат первоисточника);

— свободный (составленный в свободной последовательности своими словами);

— тематический (собрана информация из разных источников по одной теме).

При составлении текста конспекта используйте приведенные выше советы по работе с

книгой:

а) выделяйте ключевые выражения (можно карандашами);

б) делайте необходимые пометки на полях или вкладышах;

в) не забывайте о ссылках на номера страниц источника.

Наиболее важные конспекты полезно предварять подготовкой "формализованных выписок", например составлением тематического конспекта для наглядного сравнения информации по одной теме, содержащейся в разных источниках.

Реферат

— одна из самых распространенных форм записи, используемых при научно-информационной и учебной деятельности. Реферируются разнообразные научные документы: книги, статьи, диссертации и др. Десятки тысяч специалистов занимаются подготовкой и распространением рефератов. Эта деятельность имеет две цели: информативную и учебную. Учебное реферирование является важнейшим программным требованием в вузе.

Работа над рефератом — эффективный способ обучения, стимулирующий вдумчивое и осмысленное восприятие текста, способствующий извлечению важной информации и усвоению содержания.

При составлении реферата нужно стремиться адекватно и полно отразить позицию автора. В реферате могут сохраняться отдельные структурные элементы оригинала. Свертывание исходного текста становится возможным благодаря анализу, обобщению и представлению в реферате прежде всего тех фактов, которые относятся к основным положениям содержания источника. Иначе говоря, в процессе работы над рефератом из текста извлекается главная идея, которая объединяет все информационные элементы первичного документа, а также приводятся основные факты.

Реферат как специфический жанр научно-технической информации может иметь самостоятельную литературную форму, но может воспроизводить стиль и структуру оригинала. Для него характерно постоянство структуры, которая включает три основные части: заголовочную

, собственно реферативную

и справочный аппарат

.

Для студенческого реферата основой является составление собственно реферативной части.

Работы над рефератом включают следующие операции

:

— ознакомление с текстом, направленное на осмысление его внешней структуры и проникновение во внутреннюю, смысловую;

— работа по выделению главных смысловых компонентов текста (ключевых слов и ключевых предложений). В ходе этой работы можно использовать различные знаки для выделения нужной информации, делать выписки, заметки;

— отбор наиболее важных сведений из выделенных фрагментов;

— составление "связок" из отобранного материала в соответствии с логикой изложения оригинала;

— написание реферата.

Текст реферата должен иметь связное, цельное построение. Громоздкие предложения, затрудняющие понимание, лучше расчленять на более простые. Используемые термины позволяют с наибольшей точностью передать содержание первичного документа. Общие требования к языку реферата остаются теми же, что и к языку любого другого произведения научно-технической литературы: точность, краткость, ясность, доступность.

Аннотация

— кратчайшее из возможных изложение главного содержания первоисточника. Если знакомство с рефератом позволяет понять содержание оригинала, то информация аннотации дает представление только о его теме.

Аннотация пишется своими словами, с использованием клишированных оборотов. В ней присутствует оценка аннотируемого произведения. В качестве примера аннотации можно посмотреть аннотацию на это пособие на титульном листе книги.

Если вы, начиная с первого дня пребывания в вузе, будете постепенно приучать себя к грамотной работе с книгой, то это позволит вам сократить время, необходимое для занятий, уменьшить объем выписок, увеличить количество собственных оценочных и критических замечаний, т. е. приведет к развитию самостоятельности и аналитичности мышления, что в конечном итоге является основной целью обучения.

Страницы: 1 2 


Учебное общение
Если воспринимать занятие как деловое общение преподавателей и студентов, то понятно, что эффективность этого общения зависит от участия в нем представителей обеих сторон. Однако у многих студентов есть представление о том, что в общении с преподавателем им отведена пассивная роль, что они являются чем-то вроде регистрирующих устройств ...

Определение собственных сенсорных предпочтений
Насколько легко вы можете представить нижеприведенные ситуации? Ясный, хорошо сфокусированный образ, почти реальный – 9 баллов. Чем сложнее представить образ, тем меньше баллов. Затруднения с получением четкого образа или его не удается зафиксировать – 1 или 2 балла. Необходимо подчеркнуть выбранный балл в бланке. Визуальные представл ...

Правильная постановка целей
1. Конкретность цели Максимальная конкретность, подкрепление высших целей, временные ограничения, циклическая модель успешной деятельности. 2. Критерии достижения результата Установить конкретные критерии достижения цели. Чем более конкретна цель, тем легче определить критерии (чувственная достоверность) её достижения. Во многих сфер ...