Записи при чтенииСтраница 1
Характер записей при чтении может быть самым разнообразным: от фиксации исходных данных книги или основной ее идеи до пространного конспекта. Остановимся на технике ведения таких заметок.
Для этой работы можно использовать различный материал: тетради, блокноты, отдельные листы бумаги, карточки. Последние должны быть изготовлены из плотной бумаги или тонкого картона. Карточная система, незаменимая при составлении библиографии, может быть использована и для систематизации материала и оперирования им в любом порядке. Записи рекомендуется делать на одной стороне листа или карточки, что ускоряет систематизацию и поиск. Если вы подбираете материал для сообщения на семинаре или для научного доклада, целесообразно делать выписки в двух экземплярах под копирку. В этом случае один экземпляр останется для хранения, а второй используется в работу (его можно разрезать, подклеивать).
Способ ведения записей должен быть таким, чтобы записи при прочтении занимали минимум времени, были систематизированы и имели наглядный характер.
Для увеличения скорости записи используйте различные сокращения, и, в первую очередь — наиболее распространенные, например: количество — к-во, другие — др. Дополнительно можно разработать свою систему сокращений, составить перечень и держать его под рукой, дополняя в процессе работы. Опыт свидетельствует, что при использовании такой системы темп записей может быть достаточно высоким — 40—70 слов в минуту. Значительная экономия времени и при записи, и при чтении возможна за счет использования специальных знаков-символов — математических или придуманных вамп. Условные значки могут служить разнообразным целям, например для обозначения итогов чтения на библиографических карточках:
=
— это важно;
[
— сделать выписки;
[ ]
— выписки сделаны;
□
— основные определения;
/\
— не представляет интереса;
!
— очень важно;
?
— надо посмотреть еще раз; не совсем понятно.
Расположение записей должно облегчать их дальнейшее использование: поля могут служить для разметки текста — на них пишутся замечания, ставятся соответствующие значки и т. п. Значительно упрощают работу с записями пометки, подчеркивания цветными карандашами или фломастерами. Цвет может в какой-то мере отражать содержания записей, например, красным подчеркиваются ключевые слова, синим отмечаются неясные моменты и т. п.
Записи могут состоять из перечня страниц
, в которых содержится нужный материал. Номера страниц можно дополнять указаниями абзацев. Такой путь фиксации необходимой информации наиболее экономичен.
Некоторые специалисты рекомендуют использовать при чтении алгоритм чтения
. Приведем один из вариантов унифицированной систематизации информации о книге [9]: 1) название; 2) автор; 3) выходные данные; 4) основная идея; 5) факты; 6) критика; 7) новизна.
Информация выносится на карточки в соответствии с этими пунктами. Такой алгоритм помогает запомнить прочитанное.
Выписки
по теме делаются в зависимости от поставленной задачи. Основное требование к ним — тщательность и аккуратность, которые не требуют повторного поиска данного фрагмента и не искажают первоисточник. Выписки делаются в удобной для вас форме, обычно своими словами. Выписки-цитаты должны полностью соответствовать цитируемому авторскому тексту, например, определения приводятся дословно.
Иногда целесообразно использовать "формализованные выписки"
в виде таблиц. Для этого заранее на листах плотной бумаги или карточках выписывают интересующие сведения. Структура таблицы зависит от содержания изучаемого текста.
|
Тема |
Источник |
Определения |
Формулы |
Примеры |
или
|
Тип газа |
Основные характеристики |
Поведение при наличии других газов |
Формулы расчета |
Примеры |
"Перепутанные линии"
Это задание также ориентировано на развитие концентрации внимания у детей.
Для его проведения необходимы карточки размером 12х7, на которых нарисованы перепутанные линии одного цвета.
Игра проводится с детьми 6—17 лет.
Время выполнения: 3—5 мин. ежедневно в течение 3—4 недель.
Занятие может быть организовано как индивидуальное или к ...
Понятие конфликта
Как и у многих понятий в психологии, у конфликта имеется множество определений и толкований. Само понятий конфликт берет свое начало от латинского слова “conflictus" - столкновение. И следуя этимологическому значению этого термина, английский социолог Э. Гидденс дает такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальн ...
Мобилизация
Если вы расслабились, отдохнули, то можно сделать упражнения, возвращающие бодрость.
1. Медленно сожмите пальцы в кулак, согните руки в предплечьях, потянитесь (вспомните, как потягивается кошка или собака после сна), при потягивании сделайте глубокий вдох, потом одновременно с быстрым опусканием рук — выдох, откройте глаза, встаньте. ...
