Psfine

Позитивная психология

Записи при чтении
Страница 1

Характер записей при чтении может быть самым разнообразным: от фиксации исходных данных книги или основной ее идеи до пространного конспекта. Остановимся на технике ведения таких заметок.

Для этой работы можно использовать различный материал: тетради, блокноты, отдельные листы бумаги, карточки. Последние должны быть изготовлены из плотной бумаги или тонкого картона. Карточная система, незаменимая при составлении библиографии, может быть использована и для систематизации материала и оперирования им в любом порядке. Записи рекомендуется делать на одной стороне листа или карточки, что ускоряет систематизацию и поиск. Если вы подбираете материал для сообщения на семинаре или для научного доклада, целесообразно делать выписки в двух экземплярах под копирку. В этом случае один экземпляр останется для хранения, а второй используется в работу (его можно разрезать, подклеивать).

Способ ведения записей должен быть таким, чтобы записи при прочтении занимали минимум времени, были систематизированы и имели наглядный характер.

Для увеличения скорости записи используйте различные сокращения, и, в первую очередь — наиболее распространенные, например: количество — к-во, другие — др. Дополнительно можно разработать свою систему сокращений, составить перечень и держать его под рукой, дополняя в процессе работы. Опыт свидетельствует, что при использовании такой системы темп записей может быть достаточно высоким — 40—70 слов в минуту. Значительная экономия времени и при записи, и при чтении возможна за счет использования специальных знаков-символов — математических или придуманных вамп. Условные значки могут служить разнообразным целям, например для обозначения итогов чтения на библиографических карточках:

=

— это важно;

[

— сделать выписки;

[ ]

— выписки сделаны;

— основные определения;

/\

— не представляет интереса;

!

— очень важно;

?

— надо посмотреть еще раз; не совсем понятно.

Расположение записей должно облегчать их дальнейшее использование: поля могут служить для разметки текста — на них пишутся замечания, ставятся соответствующие значки и т. п. Значительно упрощают работу с записями пометки, подчеркивания цветными карандашами или фломастерами. Цвет может в какой-то мере отражать содержания записей, например, красным подчеркиваются ключевые слова, синим отмечаются неясные моменты и т. п.

Записи могут состоять из перечня страниц

, в которых содержится нужный материал. Номера страниц можно дополнять указаниями абзацев. Такой путь фиксации необходимой информации наиболее экономичен.

Некоторые специалисты рекомендуют использовать при чтении алгоритм чтения

. Приведем один из вариантов унифицированной систематизации информации о книге [9]: 1) название; 2) автор; 3) выходные данные; 4) основная идея; 5) факты; 6) критика; 7) новизна.

Информация выносится на карточки в соответствии с этими пунктами. Такой алгоритм помогает запомнить прочитанное.

Выписки

по теме делаются в зависимости от поставленной задачи. Основное требование к ним — тщательность и аккуратность, которые не требуют повторного поиска данного фрагмента и не искажают первоисточник. Выписки делаются в удобной для вас форме, обычно своими словами. Выписки-цитаты должны полностью соответствовать цитируемому авторскому тексту, например, определения приводятся дословно.

Иногда целесообразно использовать "формализованные выписки"

в виде таблиц. Для этого заранее на листах плотной бумаги или карточках выписывают интересующие сведения. Структура таблицы зависит от содержания изучаемого текста.

Тема

Источник

Определения

Формулы

Примеры

или

Тип газа

Основные характеристики

Поведение при наличии других газов

Формулы расчета

Примеры

Страницы: 1 2


Раскройте понятие о воле и волевом акте
Воля – это сознательное регулирование личности своих действий, поступка, проявляющиеся в умении преодолеть трудности при достижении цели. Следовательно, воля, так же как и восприятие, мысли, воображение служит регулятором поведения. Воля есть сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сознательное сд ...

Причины проявления страха у детей младшего школьного возраста
Во многих цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: страх отделения от матери, страх животных, темноты, в 6-8 лет – страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей психического развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становится основой для проявления одних ...

Исследование депривационных нарушений у детей раннего возраста.
Развитие любой науки, в том числе и детской психологии, зависит от уровня разработанности методов исследования, т.е. тех путей, средств и способов, с помощью которых добываются научные факты. Психологический факт - это определенный акт поведения ребенка, в котором проявляются особенности его личности, особенности тех или иных сторон пс ...