Psfine

Позитивная психология

Глоссарий
Страница 1

Новое понятие

Содержание

1

Деградация

утрата жизнеспособности, упадок, «обратное развитие», снижение приспособляемости к изменениям в условиях существования. Деградация человека (группы людей) свидетельствует о понижении его активности, физической силы, здоровья, способностей, интеллекта, воли, жизнеустойчивости. Конечным итогом деградации является вымирание индивида (деградирующей группы).

2

Децентрация

механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Источником децентрации выступает непосредственное общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе которого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции

3

Делинквентное поведение

(от лат. delinquo - совершать поступок, провиниться), под делинквентным поведение подразумевается цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений

4

Индивид

отдельный представитель человеческой общности

5

Интеграция

как внутригрупповой процесс - создание внутреннего единства сплоченности, что выражается в идентификации коллективистской сплоченности группы как ее ценностно-ориентационном единстве, объективности в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи

6

Критицизм

со времени Канта, то направление в философии, которое считает необходимым предпослать познанию вещей исследование о возможности самого познания, определить его источники и границы

7

Личность

целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения

8

Направленность

упорядоченная структура духовных ценностей, потребностей и долговременных целей, подкрепленная взглядами, убеждениями и жизненными принципами человека

9

Объект

фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с нею субъекта

10

Потребность

фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду, в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека.

11

Психодрама (социодрама)

один из видов групповой психотерапии, осуществляется как подобие импровизированной театральной постановки по сюжету истории, рассказываемой одним из участников группы, где клиенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, на моделирование жизненно важных для них ситуаций

12

Референтная группа

реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, ценности, мнения которой он ориентируется в своем повелении и самооценки

13

Рефлексия

Внутриличностный диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам деятельности и общества, семье, обществу сверстников и т.д.

14

Ригидность

затрудненность, вплоть до полной неспособности – в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, требующих ее перестройки

15

Самовосприятие

процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми

16

Самообладание

способность осуществлять деятельности в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу

17

Самооценка

оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей

18

Саморегуляция

целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности

19

Самосознание

осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа. В самосознании человек выделяет себя из окружающего мира событий и людей, определяет свое место во взаимоотношениях с природой и обществом. Самосознание тесно связано с рефлексией и построением Я-концепции

20

Сознание

высший уровень психического отражения и саморегуляции, обычно считается присущим только человеку как общественно историческому существу

21

Социализация

процесс формирования личности, включающий разные трансформации индивида под влиянием культуры, прежде всего адаптацию к общественным условиям жизни и деятельности, обретение свойств, производных от культуры

22

Социальная группа

совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п.

23

Субъект

индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности

24

Уровень притязаний

характеризует 1. Уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, - цель идеальную. 2. Выбор субъектом цели очередного действия формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, - уровень притязаний в данный момент. 3. Желаемый уровень самооценки личности – уровень Я

25

Эгоцентризм

неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже при наличии противоречащей его опыту информации.

26

Экзистенционализм

(от лат. Existential – существование) – иррационалистическое направление в философии и литературе (в особенности немецкой и французской), экзистенционализм, что предметом философии является человеческое существование, человек который рассматривается лишь как духовное начало

27

Я-идеальное

(сверх-Я, Я-идеал, Супер Эго) – одна из компонентов структуры личности в теории Фрейда, сфера личности, состоящая из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, контролирует действия Я и приписывает ему нормальные образцы подражания и деятельности

28

Я-концепция

Я-концепция – относительно устойчивая более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе

Страницы: 1 2


Найди мяч
Играющие становятся в круг, вплотную друг к другу, лицом в центр круга. Водящий выходит на середину круга. Все дети держат руки за спиной. Одному из них дают мяч среднего размера. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать, у кого находится мяч. Обращаясь то к одному, то к другому ребенку, он говорит: ...

Перечислите и охарактеризуйте виды речевой деятельности
Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и з ...

Формирование внимания как высшей психической функции
Второй подход к развитию внимания как к его формированию мы рассмотрим на примере теории Выготского. Психологи подчёркивает роль средств в формировании внимания как высшей психической функции. В индивидуальном (онтогенез) и общественно-историческом (социогенез) становлении внимания, как и в развитии любой другой психической функции, он ...