Psfine

Позитивная психология

Глоссарий
Страница 1

Новое понятие

Содержание

1

Деградация

утрата жизнеспособности, упадок, «обратное развитие», снижение приспособляемости к изменениям в условиях существования. Деградация человека (группы людей) свидетельствует о понижении его активности, физической силы, здоровья, способностей, интеллекта, воли, жизнеустойчивости. Конечным итогом деградации является вымирание индивида (деградирующей группы).

2

Децентрация

механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Источником децентрации выступает непосредственное общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе которого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции

3

Делинквентное поведение

(от лат. delinquo - совершать поступок, провиниться), под делинквентным поведение подразумевается цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений

4

Индивид

отдельный представитель человеческой общности

5

Интеграция

как внутригрупповой процесс - создание внутреннего единства сплоченности, что выражается в идентификации коллективистской сплоченности группы как ее ценностно-ориентационном единстве, объективности в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи

6

Критицизм

со времени Канта, то направление в философии, которое считает необходимым предпослать познанию вещей исследование о возможности самого познания, определить его источники и границы

7

Личность

целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения

8

Направленность

упорядоченная структура духовных ценностей, потребностей и долговременных целей, подкрепленная взглядами, убеждениями и жизненными принципами человека

9

Объект

фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с нею субъекта

10

Потребность

фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду, в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека.

11

Психодрама (социодрама)

один из видов групповой психотерапии, осуществляется как подобие импровизированной театральной постановки по сюжету истории, рассказываемой одним из участников группы, где клиенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, на моделирование жизненно важных для них ситуаций

12

Референтная группа

реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, ценности, мнения которой он ориентируется в своем повелении и самооценки

13

Рефлексия

Внутриличностный диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам деятельности и общества, семье, обществу сверстников и т.д.

14

Ригидность

затрудненность, вплоть до полной неспособности – в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, требующих ее перестройки

15

Самовосприятие

процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми

16

Самообладание

способность осуществлять деятельности в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу

17

Самооценка

оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей

18

Саморегуляция

целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности

19

Самосознание

осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа. В самосознании человек выделяет себя из окружающего мира событий и людей, определяет свое место во взаимоотношениях с природой и обществом. Самосознание тесно связано с рефлексией и построением Я-концепции

20

Сознание

высший уровень психического отражения и саморегуляции, обычно считается присущим только человеку как общественно историческому существу

21

Социализация

процесс формирования личности, включающий разные трансформации индивида под влиянием культуры, прежде всего адаптацию к общественным условиям жизни и деятельности, обретение свойств, производных от культуры

22

Социальная группа

совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности и т.п.

23

Субъект

индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности

24

Уровень притязаний

характеризует 1. Уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, - цель идеальную. 2. Выбор субъектом цели очередного действия формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, - уровень притязаний в данный момент. 3. Желаемый уровень самооценки личности – уровень Я

25

Эгоцентризм

неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже при наличии противоречащей его опыту информации.

26

Экзистенционализм

(от лат. Existential – существование) – иррационалистическое направление в философии и литературе (в особенности немецкой и французской), экзистенционализм, что предметом философии является человеческое существование, человек который рассматривается лишь как духовное начало

27

Я-идеальное

(сверх-Я, Я-идеал, Супер Эго) – одна из компонентов структуры личности в теории Фрейда, сфера личности, состоящая из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, контролирует действия Я и приписывает ему нормальные образцы подражания и деятельности

28

Я-концепция

Я-концепция – относительно устойчивая более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе

Страницы: 1 2


Формирование Я-концепции у подростков. Формирование внутренней позиции личности подростка
В подростковом возрасте активно формируется система устойчивого представления о самом себе. Эти представления включают два основных компонента: Чем я сходен с другими людьми, на основе чего складывается общность между мной и окружающими? В чем моя уникальность и неповторимость, каковы различия между мной и окружающими? Подросток, пы ...

Причины проявления страха у детей младшего школьного возраста
Во многих цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: страх отделения от матери, страх животных, темноты, в 6-8 лет – страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей психического развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становится основой для проявления одних ...

Исследование эмоций. Общая характеристика эмоций
Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений. Если процесс удовлетворения потребностей протекает ...