ЗаключениеСтраница 2
1. первобытная культура: возникают первые представления об отношениях между мужчиной и женщиной, тесная связь любви и секса (потребности природного субъекта и вида);
2. эпоха великих цивилизаций: возникает связь любви с потребностями социального культурного субъекта;
3. античность: любовь становится формой реализации потребностей субъекта нравственного.
Бала подтверждена первая гипотеза исследования о том, что в ходе культурно-исторического развития происходило расширение смысла любви за счет соединения с любовью новых потребностей и семантического конструирования новых объектов любви.
Обзор психологических исследований, представленный в работе, показал возможность их разделения на три основных группы:
работы, в которых любовь является основным объектом изучения;
исследования, в которых "любовь" рассматривается наряду с другими психологическими феноменами;
исследования, не затрагивающие непосредственно проблематику любви, но предоставляющие данные для понимания феномена "любви".
Показательно, что результаты исследований не обобщались и не сравнивались не только между группами, но даже внутри одной группы. Не существует психологической концепции любви, включающей в себя накопленный эмпирический материал. Во многом это связано с тем, что данные собирались хаотично, разными методами, в разных культурах и в разные годы. Исследование сущности любви, ее смысла и обобщение на основе сущностного понимания любви результатов других исследований – актуальная задача современной психологии.
В данной работе представлены результаты разных этапов исследования автором феномена "любви", начиная с опроса ценностей учащихся 1999 году и заканчивая разработкой в 2003 году психосемантического теста, позволяющего определить значимость мужских и женских ролей для построения близких отношений и связь этих ролей с ситуациями, задающими пространство любви. На всех этапах исследования в нем приняли участие около 600 человек. На основе психосемантического анализа представлений школьников, студентов и семейных пар о любви были выявлены основные тенденции возрастной динамики смысла любви и подтверждены три экспериментальных гипотезы исследования:
существует преемственность смысла любви на разных возрастных этапах;
смысл любви различается для мужчин и для женщин и является гендерно специфичным психологическим образованием;
оценки ментальностью гендерных ролей более стереотипны, чем оценки ситуаций, последние отражают опыт реального взаимодействия с противоположным полом.
Последняя гипотеза подтвердилась во всех возрастах, кроме школьного. Для школьников ситуации, описывающие любовь, носят еще гипотетический, идеальный характер и не отражают опыта реального взаимодействия, который больше включается в понимание гендерных ролей. Последние оцениваются более согласованно и стереотипно.
Результаты данного исследования могут использоваться в педагогике: для разработки спецкурсов по психологии любви для старшеклассников и студентов. Знание смыслов любви на разных возрастных этапах будет полезно психологу-консультанту, психотерапевту и ведущему психологических тренингов. В психотерапии возможно использование на этапе выяснения проблемы бланкового варианта разработанного теста для выявления неадекватных установок клиента на близкие отношения. Использование в психосемантическом тесте "Смысл любви" цветовой символики позволяет широко применять результаты исследования для разработки рекламы, имиджа товаров для определенных групп потребителей, опираясь на ведущие потребности этой группы. Результаты исследования могут использоваться в сфере шоу-бизнеса, СМИ: при создании теле и радиопрограмм для молодежи, выборе имиджа ведущих.
Конфликт в коллективе и его преодоление.
Недостаток или избыток отдельных элементов атмосферы межличностного общения затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут загрязнить эту атмосферу, нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но л ...
Мотивационно-логическая организация запоминаемой информации
Иное название этого принципа — мотивационно-логический алгоритм чтения, сокращено МЛАЧ. Все, вероятно, замечали, что информацию проще вспомнить, если находиться в условиях, эмоциональном состоянии, близких к тем, что имели место при запоминании. Это как бы "ключи" к усвоенной информации. Те ассоциативные связи, что сложились у ...
Использование в деловой беседе некоторых коммуникативных навыков
В этой, заключительной, части лекции я хотел бы рассмотреть некоторые исключительно важные коммуникативные навыки в деловой беседе. К ним, прежде всего, относят:
а) активное слушание,
б) формулирование и постановка вопросов. ...