Psfine

Позитивная психология

Основы экстремальной подготовки специалиста БЖД
Страница 1

Экстремальная подготовленность основана на профессионально- психологической и профессионально-педагогической подготовке.

Одной из задач их выступает экстремальная подготовка, подготовка к действиям в экстремальных ситуациях. Профессионалу, не прошедшему курс экстремальной подготовки, приходится на опыте приобретать умение действовать в экстремальных ситуациях, учиться на своих ошибках, которые могут дорого стоить и ему, и другим. Но молодой специалист, прошедший интенсивный курс за 6 месяцев, приобретает то, на что практику нужно 8—10 лет [5].

В психолого-педагогическом плане экстремальная подготовленность профессионала состоит из трех компонентов:

1. экстремальной обученности. Она в себя включает:

1) знания экстремальных ситуаций, с которыми придется встретиться, их особенностей, возможных трудностей и способов их преодоления;

2) навыки и умения качественно выполнять все обычные профессиональные действия, но при действии факторов, характерных для ожидаемых экстремальных ситуаций;

3) навыки выполнения особых действий, особых приемов, использования специальных средств и техники, которые применимы только в экстремальных условиях;

4) навыки групповых действий в экстремальных условиях;

5) опыт восприятия экстремальных факторов и преодоления психологических трудностей;

6) навыки и умения обеспечения личной безопасности;

7) умения учиться на опыте преодоления трудностей.

2. морально-психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях.

Морально-психологическая подготовленность к действиям в экстремальных условиях — это специфическая воспитанность профессионала, моральная устойчивость, обеспечивающие высокоморальное поведение в критических ситуациях. Ее компоненты таковы:

1) верность профессиональному долгу и нормам морали при любых испытываемых трудностях;

2) верность товарищескому долгу при действии в составе групп;

3) умение управлять собой в трудных условиях, мобилизовать силы и возможности, не теряться, не реагировать импульсивно во вред делу, другим и себе.

3. экстремальной развитости.

Экстремальная развитость — развитость качеств, обеспечивающих успех в экстремальных условиях:

1) волевых — целеустремленности, смелости, мужества, стойкости, решительности, бдительности, самообладания;

2) профессионально-психологической устойчивости — нормальной психологической переносимости всех экстремальных факторов, свойственных конкретной профессиональной деятельности, эмоциональной устойчивости, устойчивости к ответственности, риску и опасности, устойчивости к психическому напряжению и перенапряжению, психической работоспособности (способности длительно переносить психические нагрузки), способности выдерживать «борьбу нервов»;

3) особо развитых познавательных качеств: осмотрительности, быстроты мышления, его прогностичности, сообразительности, интуиции;

4) особо развитых физических качеств: физической выносливости, силы, ловкости, быстроты двигательных реакций [6].

Формирование этих компонентов относится к основным задачам экстремальной подготовки. Естественно, что в разных профессиях «набор» компонентов не одинаков. Его конкретная определенность при экстремальной подготовке отражается в ее содержании, тематическом плане и программе.

Экстремальная подготовка проводится в разное время и поэтому признаку различают:

1) предварительную подготовку, проводимую постоянно в системе профессионального образования и служебной подготовки;

2) непосредственную подготовку, проводимую перед самым началом действий в экстремальных ситуациях и заключающуюся в дополнительной доработке, доведении до совершенства необходимых для предстоящих действий навыков и умений, морально-психологического ориентирования и мобилизации тех, кто будет участвовать в них;

Страницы: 1 2 3


12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения. В споре нельзя одержать верх
В девяти случаях из десяти спор кончается тем, что каждый из его участников ещё больше, чем прежде, убеждается в своей абсолютной правоте. В споре нельзя одержать верх потому, что, если вы проиграли в споре, значит, вы проиграли; если же одержали верх, то тоже проиграли. Почему? Вы заставили собеседника почувствовать свое превосходст ...

Анализ использования времени
Вполне возможно, что при первом взгляде на данные, полученные методом "самофотографии", вы удивитесь и даже ужаснетесь тому, как много времени уходит "впустую". Не удивляйтесь, переоценка собственной занятости — явление обычное и расценивается психологами как вполне положительная особенность человеческой психики. В ...

Уровни общения
В зарубежной и отечественной психологии имеются различные взгляды на уровни общения. Уровни общения по Б.Г. Ананьеву: 1) микроуровень—состоит из самых мелких элементов межличностного общения с ближайшим окружением, с которым человек живет и чаще всего вступает в контакт (семья, друзья); 2) мезоуровень — общение на уровне школы, произв ...